Светофильтры для объективов как выбрать

Все, что изменяет картинку, задерживает определенный тип лучей, подаваемых на матрицу фотоаппарата, можно назвать фильтром. Большинство фотографов пренебрегают их использованием, полагаясь полностью на графические  редакторы.

По своей сути, светофильтр – это пленка, которая помещается перед объективом, с целью защитить стекло или изменить картину. В связи с этим, есть полностью прозрачные варианты (для защиты), а есть цветные, оснащенные дифракционным покрытием, либо с определенной поверхностью.

Использование светофильтров позволяет фотографу значительно расширить функциональные возможности камеры, добавить интересные эффекты, снизить степень воздействия яркого света и так далее. Существуют несколько простых правил применения светофильтров:

  • Применять модели только высокого качества, так как это сильно влияет на готовый снимок;Использовать только 1 светофильтр одновременно, чтобы избежать искажений;Бережно относится к фильтрам и правильно их хранить, чтобы избежать повреждений и микроцарапин на поверхности;Подбирать варианты крепления, которые подходят для вашей камеры;Тестировать каждый фильтр до работы, чтобы знать все нюансы и применять эффекты по назначению.

Для того чтобы определить, какой фильтр нужно приобрести, следует узнать, какие вообще бывают варианты. Начинающему фотографу можно разобраться в тонкостях, поэтому можно приобрести один, попробовать его, затем другой и так далее.

Какие бывают светофильтры?

Если делить светофильтры по назначению, то можно назвать 14 основных групп: защищающие стекло объектива от механических воздействий, нейтральные, задерживающие ультрафиолет, поляризационные и отдельной категорией выделяют фильтры, которые изменяют цветовую гамму, или делают акцент на каком-то эффекте.

  • Защитные светофильтры чаще всего выпускаются из абсолютно прозрачного, так называемого clear стекла. Их главная функция – это защита объектива от пыли, грязи, влаги и ударов. Их пропускная способность стремится к 100%, что позволяет говорить об отсутствии влияния на изображение. Они навинчиваются на резьбу и подбираются, исходя из модели объектива. Отличный вариант для съемки на улице, на свадьбах и банкетах, в экстремальных условиях.
  • Нейтральные серые используют для снижения интенсивности светового потока, который направлен на объектив, что позволяет избежать пересвеченых снимков без потери во всех спектрах. Обозначаются они буквами ND и могут быть разной кратности, тогда эффект затемнения будет усилен. Высокий показатель может применяться для выделения на фотографии неподвижных и размытия движущихся объектов. Таким образом еще можно снимать фонтаны и водопады и другие пейзажи, чтобы не получалось неприятное ощущение неестественной воды. Существуют градиентные нейтральные серые светофильтры, когда одна половина окрашена, а вторая нет (бесцветная). Оттененные фильтры имеют постепенный переход между темным и светлым участками, а полуфильтры – резкие границы. Обычно их используют для снижения яркости неба без искажения остального пейзажа.
  • Ультрафиолетовые (UV). Такие светофильтры снижает пропускание ультрафиолета на линзу, тем самым убирается сильный голубой оттенок. Современная фототехника уже снабжается такими фильтрами, поэтому их использование дополнительно не всегда целесообразно. Одним из побочных эффектов можно считать повышение контрастности.Поляризационные светофильтры – самые популярные среди фотографов. Они значительно улучшают качество снимка, снижая интенсивность отраженного света. Это приводит к повышению контрастности и снижению яркости бликов от воды. Такие фильтры отлично подходят для съемки в солнечный день, когда есть вероятность получить пересвеченный снимок. Существуют модели с разной степенью поляризации. Маркируются они буквами PL и C-PL, обычный и циркуляционный поляризационный фильтр, соответственно. Светофильтры с поляризацией позволяют усилить насыщенность цвета, но снижают количество света, попадаемого на матрицу, что чревато нечеткими снимками при недостаточном освещении. При съемке с PL-фильтром на природе нужно следить за положением света, относительно объектива. Максимальный эффект достигается при 90 градусах между прямыми лучами и осью объектива, то есть солнце находится сбоку от фотографа. А если нужно снимать без бликов и отражений, то угол должен быть 30-45 градусов.
  • Скайлайт (Skylight) имеет слабый розовый оттенок и предназначен для снижения цветовой температуры неба. Эффект получается следующий: снижается голубизна снимка, и изображение получается теплее. Маркировка на этих фильтрах – 1А и 1В, они имеют очень низкую оптическую плотность.Цветовые фильтры окрашены в разные цвета, что позволяет выделить на снимке одни оттенки и приглушить другие. Есть одноцветные, градиентные (переход от цвета к прозрачному), двухцветные, трехцветные и так далее. Такие светофильтры используются гораздо реже других, потому что они узконаправленные и имеют только 1 эффект.Туманные светофильтры сглаживают детали, придают снимкам эффект тумана. Это достигается нанесением точек на поверхность фильтра, они рассеивают свет и получается эффект мглы. Не подходит для портретной съемки.
  • Для черно-белой фотографии, их еще называют фильтры для правильной передачи тонов. Зеленый и желто-зеленый светофильтр для черно-белой фотографии позволит усилить четкость некоторых цветов, за счет увеличения или уменьшения чувствительности матрицы к синему и зеленому спектрам. Сюда еще можно отнести фильтры для управления контрастов, которые позволяют выделить каждый цвет на черно-белой фотографии. Иногда бывает так, что разные цвета передаются одинаковым серым, что на снимке выглядит, как сплошное пятно.Лучевые, variocross и дифракционные – принцип этих фильтров похож, меняется только методика нанесения линий. За счет микроскопической сетки попадающий свет разделяется на звездочки.

Лучевые имеют 2 группы линий, вытравленных параллельно, таким образом получается 4 луча. С 3-мя группами линий – источник света имеет 6 лучей, с 4-мя – 8 лучей, соответственно. Variocross имеет такой же принцип, но пленки 2,они могут перемещаться относительно друг друга, точка имеет 4 луча, но можно менять углы между ними.

  • Дифракционный фильтр тоже имеет вытравленные линии, но расположены они очень часто, тем самым разбивая попадающий свет, а на изображении каждый источник дополняется радугой.
  • Специальные насадки. Придают мягкий фокус за счет скрадывания излишних деталей. Снимок получается более теплым и нерезким. Такая функция имеется у дорогих портретных объективов, которые накладывают два изображения друг на друга – резкое и нерезкое. И за счет разницы получается такой эффект. В сочетании с игрой теней при активном свете могут получаться настоящие шедевры. Если переборщить со светом или с настройками, то можно увидеть на выходе нерезкий расплывчатый контур, смазанные детали. Поэтому такой светофильтр требует опыта и подробного изучения.
  • Коррекционные фильтры меняют цветовую температуру (теплые и холодные), а также баланс белого. Они изменяют настроение кадра, снижают яркость одних цветов, усиливают другие. Они широко применяются фотографами в любых жанрах съемки. Бывают желто-розовые, розово-коричневые, синие, янтарные и отличаются не только цветом, но и плотностью.

Инфракрасные настроены на излучения от 700 нм, что позволяет получать более четкие и контрастные снимки в необычных цветовых сочетаниях – голубое становится черным, зеленый цвет – белый.

  • Эффектные фильтры. Это soft-spot, central-spot, misty-spot и color-spot. В основе их действия лежит разность плотности центрального участка и периферии стекла. В центре имеется круглый плоскопараллельный участок прозрачного стекла, или отверстие. Cetral-spot – выводит края изображения из резкости, делая акцент на центральной части. Soft-spot имеет эффект тумана по краям, оставляя центральную часть неизменной. Misty-spot искажают периферию, путем изменения или размытия. Например, модель Windmill «скручивает» края снимка по спирали. Color-spot окрашивает часть снимка, в центре находится отверстие или прозрачный участок.Полулинза. Как видно из названия, она имеет крепление, в которой вращается половина линзы, изменяя часть изображения. Можно получать весьма интересные художественные эффекты, играя на резкости и контрасте объектов, особенно в пейзажной съемке.

Материал для изготовления светофильтров

Для создания светофильтров для объективов применяют материал высокого качества, так как от этого зависит вся работа камеры. Основные материалы – оптическое стекло, специальные полимерные материалы, или пластмассы и желатиновую пленку.

По качеству и оптическим свойствам лидируют стеклянные, они служат дольше, достаточно простые в уходе и хранении, но они и самые дорогие.

Пластиковые более хрупкие, их поверхность более нежная, портятся они гораздо чаще и быстрее, но значительно дешевле стеклянных моделей.

Крепление светофильтров

Способов крепления всего 2 – навинчивание круглых фильтров на объектив и установка прямоугольных моделей в специальный держатель – компедиум. Первые нужно подбирать под модель объектива и его резьбу, бывают 46, 49, 52, 55 и так далее, до 77 мм. А вот компедиум – более универсальный вариант, в него можно поставить до 3 фильтров одновременно.

Хранение и уход за светофильтрами

Есть несколько важных правила, которые помогут вам использовать свои светофильтры долгие годы:

  • Они боятся долгого воздействия солнечного света, поэтому их нужно доставать непосредственно перед съемкой и сразу после нее убирать в защитный чехол;Брать фильтры можно только за крепление, пальцы повреждать поверхность и могут оставить отпечатки, что сильно скажется на качестве снимка;Уход за стеклянными моделями нужно осуществлять специальными приспособлениями – грушей для сдувания пыли, мягкой кисточкой, жидкости для ухода за оптикой, пластиковые портятся от механических воздействий и плохо реагируют на протирания;Нужно иметь специальные устройства для хранения – коробочки или футляры, это неудобно и занимает много места, но бережно сохраняет фильтры.

Когда фотограф начинает собирать свой походный чемоданчик, встает вопрос, какие светофильтры необходимы, а без каких можно первое время обойтись. По большому счету, обойтись можно и вообще без них, но для качества получаемых изображений следует запастись базовым набором:

  • Обязательно нужно иметь защитный светофильтр, обычно он имеет и защиту от ультрафиолетовых лучей;Поляризационный фильтр незаменим при съемках на улице, где яркий свет может «убить» любую композицию;
  • Нейтральный серый нужен для съемок в движении, на природе, для портретов при ярком свете и так далее. Незаменимый аксессуар для любого фотографа;Остальные фильтры – по желанию, достигать определенных эффектов можно и другими способами и на первое время хватит работы с первыми 3 видами, а потом уже можно постепенно подкупать и специализированные.

Подводя итоги статьи, можно вынести важные моменты при использовании светофильтров. Фотографы используют их для получения эффектов, которых невозможно достичь только возможностями камеры и графических редакторов.

Сочетания и комбинации эффектов создают бесконечное множество вариаций изображений одного и того же объекта. Поэтому опыт работы со светофильтрами – это показатель профессионализма фотографа. Благодаря большому выбору светофильтров.

снимать стало возможно практически в любых условиях, при ярком солнце и неестественных цветах, в движении и так далее.

Использование нейтрального серого, поляризационного и ультрафиолетового фильтров не прихоть, а в некоторых случаях необходимость для получения снимков высокого качества. А защитное стекло сохранит ваш объектив в экстремальных условиях.

Источник: http://top100photo.ru/blog/azbuka-fotografii/chto-takoe-svetofiltry

Фототехника – Выбираем светофильтр

Среди фотографов распространено выражение «купи хороший объектив, а на сдачу возьми фотоаппарат», несомненно, так и есть. Стоимость качественной профессиональной оптики в разы превышает цены на многие зеркальные фотоаппараты.

Фотографы работают в режиме постоянного движения, подбирают ракурс, взбираются на возвышенности ради удачного снимка. Иногда случается непоправимое – фотоаппарат выскальзывает из рук, падает на камни или асфальт и порой недостаточно прочного корпуса для сохранности оптики.

На этот случай следует обзавестись защитным фильтром, который защитит от брызг у моря, от дождя или пыльного ветра. Помимо защитной функции производители предлагают светофильтры со специальными эффектами. Но не всегда приобретение светофильтра дает ожидаемый результат.

Чтобы избежать проблем после покупки фильтра рекомендуем внимательно ознакомиться со всеми нюансами по его выбору.

Применять светофильтры нужно с умом и по необходимости, так как любое дополнительное звено в оптической схеме может как улучшить картинку, так и свести на нет качество фотографии.

Покупка дешевого аналога именитого бренда, зарекомендовавшего себя на рынке, вероятнее всего приведет к снижению детализации, появлению нежелательных бликов, засветов, артефактов и многому другому. Выбирать светофильтр следует так же тщательно, как и объектив.

Иначе, имея топовый объектив и китайский бюджетный светофильтр, вы сведете на нет весь потенциал оптики.

Частой проблемой при неправильном выборе светофильтра является искажение картинки, то есть стекло обладает диоптриями, что приведет к проблемам с фокусировкой.

Как правило, подделки и бюджетные модели фильтров имеют толстую рамку, из-за этого широкоугольные объективы выдают картинку с затемненными краями, все поправимо в графических редакторах, но трудозатратно. Это лишь небольшой перечень проблем, которые можно обрести с покупкой светофильтра, если подходить к выбору безответственно.

Виды и возможности светофильтров

Огромное разнообразие фотофильтров представлено на рынке продаж, но популярность получили отнюдь не все.
Широко распространены в цифровой фотографии:

Поляризационные фильтры. Маркируются PL (C-PL), наиболее значимые фильтры для пейзажной и ландшафтной съемки. Снижают количество отраженного света, попадающего на сенсор камеры.

Делают картинку насыщенной, незаменимы в солнечный день, уменьшают яркость бликов, сглаживают контраст между небом и ландшафтом.

Постобработка даже в RAW формате не позволит добиться сочной и контрастной картинки в солнечный день, как это сделает поляризационный фильтр.

Поляризационные фильтры делятся на несколько видов: линейные и круговые.

Линейные фильтры – бюджетный вариант, не желательно применять с камерами TTL (сквозной метод экспозамера и автофокуса). Следует отметить, что большинство цифровых камер использует именно TTL.

Круговые поляризационные фильтры – отличный выбор, системы экспозамера и автофокуса намного реже дают сбои, снимки получаются с правильной экспозицией, без промахов по фокусу.

Поляризационный фильтр влияет на экспозицию и светосилу объектива, уменьшая ее на 1-2 шага, из-за этого съемка в автоматическом режиме не всегда позволяет добиться желаемого результата.

Работа с поляризационным фильтром подразумевает настройку угла от 0 до 90 градусов, максимальный эффект достигается при большем повороте угла.

Для удаления бликов и отражений достаточно 30-40 градусов. Ввиду того, что светофильтр вращается при настройке, применять его со штатными китовыми объективами крайне сложно или вовсе невозможно.

На этот случай следует выбирать модель с подвижной оправой.

Защитные фильтры. В первую очередь предназначены для защиты передней линзы объектива от брызг, царапин и пыли. Но на этом их возможности не ограничиваются, помимо защиты от механических воздействий существуют фильтры с защитой от ультрафиолетовых лучей, так называемые UV-фильтры. И фильтры Skylight, для идеального цветового баланса.

От ультрафиолетового фильтра не стоит ожидать многого, он не уберет блики, не сделает изображение ярче и насыщенней, все же основной его задачей является предохранение передней линзы объектива от внешних воздействий. Дополнительным бонусом к защите оптики будет устранение дымки и едва заметное увеличение контрастности снимка.

Светло-розовые фильтры Skylight не многим отличаются от UV-фильтров, а именно дают более теплый тон, устраняют голубую дымку при ландшафтной съемке (особенно в горах). Они все так же несут защитную функцию от механических повреждений и ультрафиолета.

Защитные фильтры не влияют на экспозицию, автофокусировку и не искажают картинку.

Нейтральные фильтры. Маркируются надписью ND. Позволяют применить длинную выдержку в условиях высокой освещенности. Нейтральные фильтры понижают количество света, попадающего в объектив. Не влияют на блики и контрастность, но снижают освещенность на несколько ступеней, в зависимости от плотности фильтра.

Встречаются модели с понижением освещенности от 1 до 9 шагов. Нейтральные фильтры позволяют добиться эффекта размытости на воде, передачи движения в кадре, уменьшения глубины резкости при яркой освещенности.

Данные фильтры следует применять только в определенных случаях для достижения художественного эффекта, но не для съемки на постоянной основе.

Менее популярны, но все так же полезны и другие виды фильтров, которые вносят ощутимый эффект в снимок. Из многообразия всевозможных вариаций художественных фильтров следует выделить несколько наиболее полезных:

Градиентные фильтры. Могут быть цветными или с незначительным затемнением. Зачастую применяются в пейзажной съемке для коррекции освещенности различных областей (яркого неба в ясный день, усиления эффекта заката).

Софт-фильтры. Применяются в портретной, свадебной и детской фотографии для достижения романтической/нежной атмосферы. Софт-фильтр позволит скрыть недостатки кожи без помощи постобработки.

Подведем итоги

При выборе фильтра определитесь, какого эффекта необходимо достичь, как часто и в каких целях будет использоваться светофильтр.

Фотографам любителям с китовым объективом можно в качестве пробы взять фильтр «бытового» уровня, который будет соответствовать всем требованиям неискушенного покупателя. Бюджетные модели не испортят снимки для семейного архива.

Профессиональный фотограф, который занимается коммерцией, просто обязан выбирать фильтр тщательно, не скупиться на дорогую модель, так как именно у дорогостоящих моделей лучшее качество по всем параметрам.
Подбирайте фотофильтр не только по свойствам стекла, но и по диаметру резьбы. Диаметр указан на объективе или с обратной стороны защитной крышки.

В первую очередь проверьте фильтр на искажение картинки, это можно сделать и в магазине. Поднесите фильтр к карандашу и присмотритесь, не увеличились или уменьшились грани, нет ли искаженных линий.

Качественный фильтр изготовлен исключительно из стекла, как правило, с различными многослойными покрытиями. Оправу лучше подбирать из металла, с минимальным контуром по краю.

Так же производители выпускают модели фотофильтров, с возможностью вынуть стекло из оправы, для более тщательной чистки или замены.

Источник: https://club.dns-shop.ru/photo/vybiraem-svetofiltr/

Зачем нужны фильтры для объективов

С появлением зеркальных фотоаппаратов возможности для фотосъемки стали практически неограниченными. При этом любой желающий может делать качественные фото, даже не обладая особыми знаниями и навыками. В интернете можно найти множество мастер-классов и обучающих материалов, ведь многие настоящие профи когда-то учились искусству фотосъемки сами.

Вполне закономерно, что у начинающих фотографов возникает немало вопросов – какие объективы стоит приобрести, как правильно снимать природу или делать портреты, оборудование каких брендов качественное. Особое внимание стоит заострить на фильтрах для объективов.

Если вы только приобрели хороший фотоаппарат, то наверняка вас волнует вопрос, для чего нужны фильтры для объективов и стоит ли вообще их покупать. Светофильтры не обязательны к использованию, и многие годами вовсе обходятся без них. Но если в ваших планах есть пункт из любителя превратиться в профессионала, об этих устройствах важно и нужно знать и уметь ими пользоваться.

задача фильтра – оптимизировать световой поток, то есть задержать свет, который не должен отображаться в кадре. Также происходит защита главной линзы объектива. Ну и, конечно, с их помощью можно делать оригинальные красивые кадры. Использовав единожды фильтр и сравнив кадр до и после, вы заметите ощутимую разницу.

Если во времена эпохи черно-белой фотографии использовали тепловые светофильтры, которые помогали делать портреты, то сегодня на пике популярности цифровые устройства. Самые продаваемые – с нейтральным цветом, но есть и другие виды, о них более подробно далее.

Виды фильтров для объективов

В первую очередь, их классифицируют на вкручивающиеся, вставляющиеся в держатель и устанавливаемые в крепеж для фильтра во вспышке.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ СТАТЬИ

Также выделяют следующие незаменимые типы фильтров:

  1. Защитный – самой простой, устанавливается по умолчанию производителем для защиты передней линзы от повреждений. По сути, это обычное стекло, не придающее фотоснимкам каких-то особых свойств. Маркируется как «protector».
  2. Ультрафиолетовый фильтр для фотоаппаратов – может использоваться в качестве защитного, дополнительно защищает от невидимого человеческому глазу УФ-излучения. На кадрах вы можете заметить более естественную фиксацию, например, неба, которое при отсутствии фильтров имеет на фотографиях цианистый оттенок. УФ-фильтр для объектива маркируется как «UV».
  3. Инфракрасный – специфический фильтр, который оставляет только инфракрасный спектр. В результате на фотографиях небо становится черным, деревья белыми, а другие объекты и вовсе могут приобретать неожиданные оттенки. Требует использования штатива и ручного режима съемки для точной фокусировки на снимаемом объекте. Маркируется как «IR».
  4. Поляризационный фильтр для объективов – может быть линейным или круговым. Позволяют получить более контрастные оттенки – небо приобретает насыщенный синий оттенок, вода становится прозрачной, без бликов. Маркируется как «PL» или «C-PL».
  5. Градиентный – может быть обычным и вращающимся 50 на 50. Используется для съемки пейзажей, чтобы получить качественную картинку неба и воды без провалов в тенях и хорошей детализацией. Не совсем удобны в использовании, так как либо требуют использования адаптера и довольно массивны, либо делят кадр в нарушение всех законов кадрирования. Проблему многие фотографы решают использованием HDR или панорамной склейки.
  6. Нейтральные фильтры для фотообъектива – различаются между собой по плотности. Используются не для цветовых корректировок, а для удлинения экспозиции. Грубо говоря, это «темные очки», затемняющие изображение на определенное количество ступеней. Этот показатель указывается в маркировке, например, NDA означает, что затемнение будет на две ступени.

Отдельно стоит рассмотреть светофильтры, которые бывают только в одном варианте – цветными. Могут изготавливаться из пластика, стекла, желатина. Предназначены для корректировки цвета вспышки. Подбираются в каждом конкретном случае по плотности и цвету под освещение.

Например, красный светофильтр используется при люминесцентных лампах с «теплым» оттенком и для съемки закатов, желтый – при фотосъемке при лампах накаливания. Чем выше параметр плотности, тем больше цвета будет добавлять данный фильтр.

Ассортимент широкоугольных фильтров для объективов, цветных, ультрафиолетовых и других невероятно огромен, поэтому подобрать их для конкретной модели фотоаппарата не составит труда. Более простые варианты продаются по вполне доступной цене, профессионалы же приобретают дорогостоящие устройства ценой в несколько тысяч и даже десятков тысяч рублей.

Как работают макро фильтры для объективов

Макросъемку можно отнести в отдельный жанр фото-искусства. С помощью современной техники сегодня удается заснять с близкого расстояние уникальные природные явления, насекомых, растения, различные мелкие детали, зачастую невидимые невооруженным взглядом. Внешне макро-фильтры представляют собой выпукло-вогнутые линзы с тем или иным показателем диоптрий, например, +1, +4, +10.

Использование макро фильтров при съемке

Особенность макрофильтра в том, что он сокращает фокусное расстояние от предмета до объектива фотоаппарата. Это позволяет максимально приблизиться к предмету и запечатлеть его очень крупно. При этом не возбраняется использовать одновременно несколько фильтров для повышения качества съемки.

Многие фотографы, не имея финансовых средств на покупку отдельного объектива, ограничиваются приобретением макрофильтров и получают вполне качественные результаты.

Из недостатков стоит отметить отсутствие портативности устройства, так как придется носить с собой дополнительное оборудование. Также фотограф оказывается «привязан» к определенным размерам стекла.

В магазинах представлен большой выбор оборудования для съемки мелких объектов. Наиболее популярны объективы для макросъемки Nikon, Canon, Sony.

ВИДЕО ОБЗОР

Какие фильтры нужны для объектива в повседневном использовании

Безусловно, количество и качество дополнительного оборудования фотографа-любителя и профессионала будут различаться. Профессионалы приобретают дорогостоящую технику и точно знают, как ей пользоваться. Если вы делаете любительские снимки для себя, достаточно приобрести следующий список фильтров и научиться ими правильно распоряжаться.

Съемка природы

Если вы собираетесь на отдых, например, на море или в лес, захватите с собой поляризационный фильтр. Он поможет вам получить качественные и красивые кадры пейзажей.

Синева станет более глубокой, трава и листья приобретут насыщенный зеленый цвет, снизится отражение от воды, уменьшится контраст между землей и небом. Регулировать эффект можно путем вращения фильтра, но не более, чем на 180 градусов. Стоимость таких устройств начинается в среднем от 2 000 рублей.

Для съемок воды, например, водопадов, рек, океанов, а также размытия для фиксации движущихся объектов пригодится нейтральный фильтр. Пользоваться им нужно с осторожностью и только в том случае, если необходимо «заморозить движение». Некоторые нейтральные фильтры могут частично менять цветовой баланс.

Для ландшафтной и пейзажной съемки может пригодиться градиентный нейтральный фильтр, который снижает степень освещенности картинки. Не подходит для съемки быстро движущихся предметов. Стоимость нейтральных фильтров начинается от 1500 рублей.

Портретная съемка

Если планируется фотосессия на улице в солнечный день, может пригодиться нейтральный фильтр. Он же будет полезен при съемке рассвета или заката, когда потребуется открыть диафрагму или удлинить выдержку. Средняя стоимость нейтральных фильтров – от 1 000 рублей.

Упростить задачу можно, купив готовый набор фильтров для объектива. Такие наборы представляют собой комплект из нескольких фильтров, приобрести которые таким образом часто дешевле, чем по отдельности. При этом вариантов комплектации может быть много.

Базовая – это фильтры нейтральный, поляризационный и УФ. Также могут встречаться комплекты из макрофильтра, с ультрафиолетом, с разными значениями ND. Как правило, устройства в одном наборе имеют одинаковый диаметр, но можно приобрести и с разным диаметром. Стоимость простых наборов начинается от 1 700 рублей.

Источник: http://filteru.ru/filtri-dlya-obektivov/

Сегодня речь пойдет о светофильтрах. Это маленькие помощники фотографа, которые цепляются на объектив.  Конечно, в наш цифровой век пост обработка творит чудеса, но в некоторых случаях фильтры будут незаменимыми помощниками.

До прихода цифры, было великое множество разных фильтров, они помогали делать то, что сейчас делают программы и сейчас необходимость в большей части  фильтров отпала.

Но тем не менее, есть 3 распространенных фильтра, которые до сих пор актуальны:

  • Защитный фильтр — UV или ультрафиолетовый фильтр  
  • Поляризационный фильтр
  • Нейтрально серый фильтр

Рассмотрим эти три типа чуть более подробно. Для того чтобы понять что есть что и зачем.

Защитные фильтры — UV и компания

Вообще с этой категорией есть путаница.  Технически в этой группе можно выделить 4 разных фильтра. Нейтральный бесцветный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтры SkyLight и фильтр против дымки Haze.

  Цель этой группы фильтров одна — защита объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света (матрицы и пленка гораздо более чувствительны  к нему чем наш глаз) и от «дымки» при съемке на больших расстояниях.

Наиболее распространенные это UV и Skylight.

Skylight стоит обычно дороже, и продавцы любят его преподносить как «лучший», но на самом деле,  его розоватое стекло, было призвано добавлять «теплоты» в кадр сделанный на пленку. В цифре этот эффект практически сводится к нулю наличием такой вещи как баланс белого, поэтому смысл переплачивать за Skylight для цифрового фотоаппарата я лично не вижу.

Чтобы не писали производители и не говорили продавцы в магазинах, основное назначение защитных фильтров — сугубо механическая защита объектива. UV фильтр позволяет

  •   Защитить объектив от пыли и песка
  •   Защитить переднюю линзу от царапин, отпечатков пальцев, ударов и т.п.
  •   Защитить «бровку» на конце объектива (для накручивания фильтров) от загиба при случайном ударе по объективу
  •   Защитить переднюю линзу от атмосферных осадков, брызг соленой воды на море и т.п.

Защитные фильтры наиболее недорогие, и можно купить фильтр на каждый объектив, но не стоит забывать о том, что любой фильтр это препятствие на пути света.

Поэтому не стоит гоняться за дешевизной и стоит купить защитный фильтр хорошего производителя, изготовленный из качественного стекла с большим светопропусканием.

Кстати по той же причине, при использовании например поляризационного фильтра, защитный лучше сразу снять, а не устраивать пирамиду из фильтров на конце объектива.
 

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа.

Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических.

В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.

Если вы снимаете воду, поляризационный фильтр даст вам возможность убрать паразитные отражения с поверхности, сделав воду более прозрачной, если вы снимаете например озеро, стоя на берегу.

Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов, в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.

Кроме всего перечисленного,поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удаление отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».

Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром

Ниже — ставший классикой пример использования полярика, сделанный компанией Hoya еще в прошлом веке.

Поляризационные фильтры бывают циркулярными и линейными.

Разницу между ними расписывать нет смысла, так как для цифровой камеры с автофокусом и прочими функциями производители однозначно рекомендуют циркулярный.

Циркулярный фильтр представляет из себя систему из двух оправок одна из которых (со стеклом), свободно вращается относительно второй. Вращая оправку со стеклом  вы и добиваетесь нужного эффекта.

Неприятный момент заключается в том, что хороший поляризационный фильтр совсем не дешев.

А учитывая то, что диаметр объективов обычно различается (и диаметр подходящего фильтра соответственно тоже), соответственно вам или потребуется отдельный фильтр на каждый объектив или куча переходных колец.

  Самый простой выход из этого — понять какой объектив вы используете чаще всего в тех ситуациях, в которых вам пригодиться полярик и купить фильтр именно для него.

Кроме того, на рынке сейчас появились недорогие китайские NoName фильтры, которые покупать не стоит вообще. Я бы вообще не советовал смотреть на фильтры дешевле 1500р (~50$) — рискуете просто выкинуть деньги.

Несколько советов по использованию поляризационного фильтра:

  • Не стоит использовать поляризационный фильтр на сверх широкоугольных объективах, так как будет трудно получить равномерную поляризацию. Предел лежит в фокусном расстоянии примерно 28мм. По этой же причине его лучше не использовать при съемке заготовок под панорамы.
  • Наибольший эффект может быть достигнут, когда источник освещения находится под 90градусов относительно линии фотограф-предмет съемки. Если солнце впереди или сзади, эффект будет минимален.
  • При рассеяном освещении поляризационный фильтр будет бесполезен. Например при съемке пейзажа пасмурным днем
  • Если вы накручиваете поляризационный фильтр поверх другого, можете получить значительное виньетирование и еще больше уменьшить светопропускание
  • Не фотографируйте через стекло или другую прозрачную поверхность, так как можете получить непредсказуемые эффекты, как на снимке ниже.

Нейтрально серый фильтр

Нейтрально серый фильтр, он же Neutral Density или просто ND фильтр может быть как простой, так и градиентный. Задача этого фильтра, помочь фотографу сделать нужную экспозицию.   Иногда бывает нужно максимально снизить количество света попадающего на матрицу через объектив.

С одной стороны, это можно сделать «зажав» диафрагму. Но таким образом не всегда удается добиться нужного, да и руки связаны зажатой диафрагмой.  Применение нейтрально серого фильтра развязывает руки. Мы можем снизить количество света на нужную величину и при этом спокойно выбирать любую диафрагму.

Зачем же нужно уменьшать количество света? Самый показательный пример — эффект «мистической воды». Наверняка вы видели снимки, где вода в море или например водопад, похож на «молочную реку» а не на застывшие в полете капли. Такой эффект можно получить при большой выдержке. А как вы снимите на выдержке например в секунду или две ярким днем?  Вот тут то и приходит на помошь ND фильтр.

Ставим нужный фильтр и получаем возможность «снимать днем как ночью».

Кроме того мы получаем возможность

  •  использовать широкие диафрагмы при ярком свете
  •  добавить блюра на движущиеся объекты, «размывая» их
  •  получить малую глубину резкости при очень ярком освещении.

  Градиентный фильтр это разновидность ND фильтра, только затемнение идет градиентом, то есть по возрастающей (или убывающей :)). Когда это бывает полезным? Ну например при съемке сцены с очень большим световым контрастом, чтобы не получить «выбитое небо».

Темная часть градиента располагается на небе, светлая на земле. В итоге небо получаем «не засвеченным» так как света на матрицу в этом месте попадает гораздо меньше.  Правда градиентный фильтр имеет один недостаток. Он идеально поможет только в том случае, если мы имеем более менее четкую и ровную границу разделения  по освещенности.

Как подобрать нужный по силе нейтрально серый фильтр? Нейтрально серые фильтры характеризуются опять же стопами, наиболее популярные — фильтры на 1,2 и 3 стопа.  Хотя есть и на 10, дело только за вами и вашим кошельком.

Ну а если словa стоп и экспозиция не являются для вас тайной, то при подборе нужного фильтра возможно вам пригодиться следующая табличка.  

Какие фильтры хорошие?

Есть еще один немаловажный вопрос — фильтр какого производителя выбрать?Ответ на него неоднозначен, но выбирать нужно обязательно хорошего производителя. Особенно это касается поляризационного фильтра.

В первую очередь стоит обратить внимание на следующие марки из того что есть на нашем рынке

Главное — не гонитесь за дешевизной. Помните о том, что она непременно скажется на качестве ваших снимков. Моими первыми фильтрами был набор из UV, Поляризационного и еще какого то фильтра, произведенный непонятной конторой made in chinа, за 800р.  В итоге все три фильтра очень быстро легли на полку, потому что вреда от них было больше чем пользы.

Ну и в заключении, если вы хотите получить более акадамические знания по фильтрам, почитайте статью Хулиганствующего Элемента

Источник: http://lightroom.ru/photomaster/208-3-pomoshnika-fotografa-uv-polyarizacionnyj-i.html

Как выбрать светофильтр? Защитные, поляризационные и градиентные фильтры

12.10.2015

Переход от пленки к цифровым технологиям не только позволил отказаться от некоторых типов светофильтров, но и повысил требования к тем светофильтрам, которые по-прежнему актуальны. Что уж говорить, в целом техническое качество снимков выросло во много раз за последние два десятка лет. Совсем недавно фотографы довольствовались разрешением матрицы в 6 мегапикселей.

Сейчас снимки с полнокадровых зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов могут состоять из 40–50 миллионов точек, обеспечивая высочайшую детализацию. Впрочем, оговоримся: раскрыть потенциал таких камер возможно лишь при использовании качественной и порой дорогостоящей оптики.

Светофильтр также является звеном оптической схемы, и его неправильный выбор способен свести на нет пользу от покупки топового объектива.

Светофильтр B+W XS-PRO DIGITAL 007 MRC NANO 72ММ CLEAR

Если вы думаете, что это касается лишь профессиональной фототехники, то глубоко ошибаетесь. Плотность пикселей на матрице любительской камеры с 24-мегапиксельной APS-C матрицей (а это все современные любительские зеркалки и беззеркалки) немного выше, чем у 50-мегапиксельного полнокадрового фотоаппарата! Это значит, что требования к качеству оптики у таких камер столь же высокие.

Каждый светофильтр — это еще один элемент оптической схемы. Он может вызывать снижение детализации, появление нежелательных бликов, засветок и просто падение контраста. Поэтому важно, чтобы по своему оптическому качеству он соответствовал вашему объективу или превосходил его.

Наличие многослойного просветления и именитый производитель — это минимальные требования к качеству. Если же речь заходит о съемке сюжетов со сложным светом, то порой справиться с подобными условиями и не привнести искажений в кадр способны только светофильтры верхнего ценового сегмента.

Как ни странно, в вопросе выбора светофильтра цена почти всегда пропорциональна качеству.

Фильтр средней ценовой группы с мультипросветлением. В этом сюжете он понизил контраст и способствовал образованию бликов

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/500 с, 16.0 мм экв.

Качественный фильтр B+W XS-PRO MRC nano

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/400 с, 16.0 мм экв.

Если вы используете широкоугольную или сверхширокоугольную оптику, также нужно обратить внимание на оправу светофильтра. Толстая оправа часто может создавать затемнение по углам кадра. Здесь опять та же закономерность: более дорогие профессиональные фильтры часто имеют тонкую оправу, а бюджетные модели могут запросто «залезать» в кадр из-за того, что они более массивные.

Сравним на практике?

Чтобы не быть голословным, я провел небольшой тест. В нем участвовали два защитных фильтра B+W, а также один защитный фильтр средней ценовой категории, производителя которого мы решили не называть.

Ведь обладая вполне солидной ценой и многослойным просветлением, он наловил самое большое количество бликов и засветок.

Получилась очень наглядная демонстрация того, что иногда лучше вовсе отказаться от использования светофильтра, чем применять первый попавшийся или порекомендованный продавцом вариант.

Фильтр B+W XS-PRO DIGITAL 007 MRC NANO 72ММ CLEAR позволил свести блики к минимуму

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/320 с, 16.0 мм экв.

Снимок с фильтром B+W F-PRO 010 MRC 72ММ UV-HAZE

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/320 с, 16.0 мм экв.

Более дешевый фильтр другого производителя

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/320 с, 16.0 мм экв.

При этом обе модели B+W в тех же условиях обеспечили приемлемое качество изображения, не увеличив уровень бликов и засветок в кадре. Более того, на снимках с ними блик объектива проявляется не столь заметно. Общий контраст снимка также не пострадал. Все три участника сравнения позволили сохранить высокую детализацию при использовании 42-мегапиксельной камеры.

Выводы

В век цифровой фотографии не потеряли актуальность сразу несколько типов светофильтров. Это защитные (к ним мы относим классические UV-фильтры), градиентные, нейтрально-серые и поляризационные. Современные технологии в буквальном смысле наделили их новыми свойствами.

Например, фирменное нанопокрытие MRC nano от B+W способно препятствовать образованию загрязнений на поверхности стекла, делая любой такой фильтр по-настоящему защитным.

Грязь с них буквально скатывается! Новые циркулярные поляризационные фильтры B+W KSM HTC POL-CIRC пропускают на ⅔ ступени больше света, чем обычные «полярики», позволяя снимать с рук на более коротких выдержках или более низких ISO.

Безусловно, подобные светофильтры стоят недешево, особенно по сравнению с некоторыми бюджетными объективами. Однако если вы используете топовую оптику, то стоит выбирать светофильтр, соответствующий ей по классу. Наш небольшой тест показал, что в сложных световых условиях разница в цене светофильтров прямо пропорциональна разнице в уровне бликов и засветок на фото.

Статья подготовлена в сотрудничестве с компанией «А.Фото»

Источник: https://Prophotos.ru/guides/17419-kak-vybrat-svetofiltr-zaschitnye-polyarizatsionnye-i-gradientnye-filtry/3