Как выбрать колонки для домашнего кинотеатра

Колонки – исключительно важная составляющая полноценного домашнего кинотеатра. Они должны отражать все нюансы звука и спецэффекты, чтобы зритель полностью погрузился в просматриваемое видео. Параметров выбора колонок много, и важно разобраться в каждом из них, чтобы приобрести лучшую модель конкретно в своем случае.

Основной целью комплекса под названием «домашний кинотеатр» является создание обстановки, максимально способствующей погружению зрителя в происходящее на экране, поэтому и звук должен быть как можно более естественными, выразительным и заметным. Для этого обязательно требуется формирование объемного звучания, то есть звуковые колебания должны приходить к зрителю со всех сторон – спереди, сзади, сверху и снизу.

Такой одновременный эффект достигается при использовании комплекта соответствующих звуковых колонок. Они располагаются вокруг зрителя на определенном расстоянии спереди и сзади. Одновременно часть из них может быть укреплена выше головы слушателя, а другая часть ниже для создания акустического воздействия действительно со всех сторон.

В связи с этими требованиями, для домашнего кинотеатра минимально приемлемым и фактически стандартным является наличие не менее 6 колонок, располагаемых по схеме «5+1». То есть пять обычных колонок плюс «сабвуфер» – специальная колонка для воспроизведения низких и сверхнизких частот.

Существуют разнообразные варианты типов колонок. Они делятся по таким критериям:

Расположение относительно зрителя

Колонки по типу расположения бывают таких типов:

  • Сабвуфер. Отдельный большой динамик для передачи гула и вибраций. Как правило, это самый большой «ящик» в комплекте. Устанавливается под экраном, но не вплотную к стене. Большинство стационарных домашних моделей оснащены в передней части трубкой-резонатором большого диаметра, по форме похожей на большую воронку. Это придает сабвуферу незабываемый дизайн. Также иногда производители добавляют мощную защитную решетку и светодиодную подсветку по периметру раструба.
  • Фронтальная (центральная). Единичная колонка, располагается прямо перед зрителем, в идеале – на уровне головы. Как правило, имеет несколько большие размеры, нежели остальные колонки, и ширину намного больше высоты.
  • Передние. Парные колонки, которые располагаются также перед зрителем, однако обычно разнесены в стороны или углы помещения. Зачастую выглядят как стойки с вертикально набранными комплектами динамиков.
  • Тыловые. Как следует из названия, эти колонки располагаются сзади, обычно симметрично друг с другом. Зачастую они располагаются низко (на полу), чтобы образовывать соответствующий звуковой контур с высокорасположенными передними колонками.

Способ размещения

Колонки по принципу размещения бывают:

  • Настенными (полочными). Наиболее бюджетный вариант. Колонки, как правило, относительно небольшого размера и крепятся на стены или потолок. Часто используются для экономии места на полу. Из недостатков – издают дребезг или гудение.
  • Напольными. Наиболее распространенный вариант – установка колонок просто на пол. Собрать и подключить такой комплект можно за несколько минут. Колонки достаточно большие и мощные, однако при этом регулировать высоту источника звука невозможно. Если ваше кресло находится, например, на некотором возвышении относительно колонок, звуковые эффекты могут сильно отличаться от ожидаемых.
  • Встроенными. Наиболее предпочтительный, но и наиболее дорогой вариант. При возникновении звуковой волны в динамике одна ее половина уходит в сторону зрителя, а другая – в обратную сторону, к стене, а оттуда снова отражается вдогонку за первой. Звук накладывается и искажается. Чтобы минимизировать искажения, звуковую волну лишают возможности отражаться от стены – просто встраивают колонку в эту самую стену. Но такое решение требует тщательной предварительной подготовки помещения.

Материал корпуса

Наиболее популярными материалами являются:

  • Дерево (фанера, ДСП). Один из самых популярных материалов для изготовления акустических форм. Цельная древесина практически не используется, зато многослойная фанера очень часто применяется грандами звуковой индустрии. Это так называемая ОСП – «ориентированная стружечная плита». При изготовлении такой фанеры применяется множество фирменных ноу-хау.
  • Пластик. Достаточно популярный в бюджетных моделях материал. При достойном качестве исходного сырья и правильной акустической форме результат получается отличный, ничем не хуже корпусов из натуральных материалов.
  • Металл. Не самый традиционный, однако, вполне годный материал для изготовления корпусов колонок. В основном применяется алюминий в составе различных сплавов. В том числе производятся цельнолитые формы, обладающие хорошими акустическими и конструкционными характеристиками. В таком варианте исключается дребезг, иногда присущий сборным корпусам из жестких материалов.
  • Древесноволокнистая плита (МДФ). В последнее время стал весьма популярным даже у достаточно именитых производителей, поскольку обладает несколькими положительными качествами: хорошее глушение паразитных вибраций, легкость обработки и придания сложных форм, дешевизна, легкость.
  • Камень (мрамор, известняк). Экзотический материал, однако, имеет ряд преимуществ – прекрасно гасит звук, не вибрирует, выглядит исключительно аристократично. При изготовлении из цельного куска способен опередить любой другой материал по влиянию на качество звучания. Значительный минус – очень большой вес – одна колонка может весить до полцентнера. Это ограничивает область применения таких акустических форм исключительно напольными версиями.
  • Стекло. Является прерогативой немногочисленных «hi-end» фирм. Изготовление исключительно сложное и дорогое, требует применения вакуумных установок и гибочных стекольных станков, однако сверкающий прозрачный корпус выглядит просто потрясающе.

Активные или пассивные

система может быть укомплектована активными колонками.

Это значит, что каждая колонка имеет свой встроенный усилитель приходящего аудиосигнала, соответственно, на сигнал в ходе его прохождения по проводам не влияют электромагнитные помехи.

У такого решения есть и негативная сторона – намного более высокая стоимость и необходимость обеспечить каждую колонку не только сигнальным шнуром, но и дополнительным кабелем электропитания для каждого встроенного усилителя.

Бывают и пассивные колонки. Если упростить до предела, то это коробки с динамиками внутри и парой проводов для получения сигнала. Они просто воспроизводят звук от усилителя.

Комплектация

По этому критерию системы бывает двух типов:

  • Комплектные. В любом супермаркете электроники есть огромный выбор уже готовых наборов акустики для домашнего кинотеатра. После приобретения требуется только собрать комплект согласно инструкции. Однако исключительного качества от такого решения ждать не стоит.
  • Индивидуальный подбор каждого компонента. Здесь начинается территория заоблачно высоких цен и бесконечных споров по поводу «теплого лампового звука» или «цифры». Подобрать комплектующие от разных фирм-производителей так, чтобы они идеально подходили друг к другу и к остальным параметрам кинотеатра (размеры и форма помещения, акустика стен, покрытие) – это целая наука. Однако при достаточном владении вопросом можно добиться безупречного звучания, устраивающего любой индивидуальный вкус.

Форма корпуса

От формы корпуса зависит немало, так как звук от динамика исходит не только в сторону зрителя, но и в обратную сторону – к задней стенке корпуса, а оттуда снова к передней. Кроме того, вибрации излучателя звука неизбежно вызывают ответные вибрации корпуса, что также накладывается на общую акустическую картину. Выделяют три формы:

  • Закрытая. Наиболее традиционная и простая форма. Динамик просто закреплен в прямоугольной коробке или корпусе приблизительно классической формы. Лучше, если у такой конструкции как можно меньше швов и креплений, а еще лучше, если их нет совсем.
  • Фазоинвертор. Несколько более прогрессивное решение. В задней или боковой стенке корпуса формируется дополнительное отверстие, в которое уходят «неправильные» звуковые колебания. Они фактически исключаются из общего звучания либо погашаются вовсе.
  • Лабиринт. Еще одна остроумная техническая уловка, призванная повысить чистоту звучания. Внутри корпуса создается настоящий лабиринт, в котором паразитные децибелы «блуждают» до полного поглощения. Само собой, такое решение несколько повышает общий вес колонки и увеличивает ее цену, но конечный эффект стоит того.

Вид подключения

По подключению колонки бывают:

  • Проводными. сигнал к каждой колонке идет по отдельной паре проводов. При этом не стоит забывать, что если колонки активные, то электропитание осуществляется по другой паре проводов. Особенно проблематично незаметно подвести провода к тыловой части комплекта, ведь она наиболее удалена от усилителя, обычно расположенного вблизи фронтальной части. Обычно провода прячут под ковровое покрытие, плинтусы либо укладывают в специальные короба.
  • Беспроводными. Более прогрессивный, но более сложный и дорогой вариант. Передача аудиоданных на динамики происходит посредством радиоволн. Таким образом, отпадает необходимость в сигнальных проводах. Однако электропитание все равно нужно обеспечить. Для этого используются либо снова электропровода, либо аккумуляторы (которые необходимо регулярно подзаряжать и в длительной перспективе заменять). Подключить 220 вольт к тыловым колонкам, стоящим у стены, нетрудно.

Как в любом вопросе, все зависит от конкретной ситуации, однако представляя некий типичный домашний кинотеатр, можно дать несколько общих рекомендаций:

  • Делая выбор, имейте в виду, что указанная на коробке с комплектом или парой колонок мощность может относиться не к каждой отдельной колонке, а ко всему комплекту. Кроме того, часто производители указывают пиковую мощность (Peak Music Power Output), при которой колонки могут работать лишь небольшое время. Но вас интересует так называемая среднеквадратичная мощность (Root Mean Square), на которой система может работать сколько угодно долго без угрозы повреждения.
  • Примите во внимание, что большая мощность усилителя не означает автоматически большую громкость звука, хотя корреляция, безусловно, есть. Это просто параметр, который позволяет согласовать технические параметры усилителя и колонок.
  • Для помещения площадью до 20 квадратных метров вполне можно использовать полочные колонки. Если площадь больше – лучше подойдут напольные модели.
  • Если есть возможность, приобретайте беспроводные колонки. Прокладка кабелей к тыловой паре может стать настоящей проблемой, да и спутанный жгут проводов на фронтальной части тоже не добавляет эстетики. Оставив лишь кабели питания, вы сильно упростите себе жизнь.

Обзоры популярных моделей

Рассмотрим модели в нескольких категориях, пользующиеся популярностью у киноманов:

  • Klipsch R-3800-W II (встраиваемый). Модель с заявленной мощностью 50 Ватт и ценой в 26 тысяч рублей. Качество звучания с лихвой перекрывает такую цену. Золоченый купол основного динамика, открытый звук в диапазоне от 67 до 20000 Герц, строгий и в то же время запоминающийся внешний вид – все эти положительные качества делают Клипш лидером продаж.
  • JBL Control 28-1 White (подвесной). Колонки производства США. Модель оснащена титановым рупором и корпусом из МДФ, что обеспечивает очень длительное время эксплуатации. Звук умеренный, без искажений на средних и низких частотах. При цене менее 20 тысяч рублей вполне достойный представитель своего класса.
  • Heco Victa Prime 702 Black (напольный). При цене в 31 тыс. руб. модель является фактически безупречным образцом немецкого качества. Мощность 170/300 (номинальная/пиковая), диапазон 25-40000 Герц, четыре динамика (1 для высоких частот, 1 для средних и 2 для низких). Предполагает раздельное подключение звукоизлучателей.

: с чего начать выбор домашней акустики?

Короткий ролик ниже познакомит вас с основными типами колонок для домашнего кинотеатра:

Выбор колонок для домашнего кинотеатра просто необъятен, но этому вопросу нужно уделить особое внимание, ведь акустика – это сердце всей системы наряду с экраном. Разобравшись с каждым параметром выбора, можно определить, какая модель является оптимальной именно в вашем конкретном случае.

Виктор Датцкий

Консультант в области бытовой техники. Помогаю гостям проекта SovetExpert.ru выбрать правильный товар и сэкономить деньги при покупке. Имею непредвзятое мнение. Готов к диалогу.

Источник: http://sovetexpert.ru/kolonki-dlya-domashnego-kinoteatra.html

Как выбрать домашний кинотеатр

Домашний кинотеатр — это функциональный комплекс систем передачи на экран видеоизображения, колонок, звуковых устройств и другой аппаратуры, обеспечивающих воспроизведение высококачественного изображения и звуков. Приобретение домашнего кинотеатра – это оснащение жилого пространства полноценным центром развлечений!

Приобретая домашний кинотеатр, следует знать его основные элементы:

  • источник видеосигнала- DVD проигрыватель
  • декодер многоканального звука
  • усилитель мощности
  • акустические системы для воспроизведения звука.

Совет! Следует помнить, что акустика в домашнем кинотеатре играет одну из самых значимых ролей, поэтому важно подобрать качественные источники звука и правильно расставить их в помещении.

Оптимально, если колонки располагаются на одинаковом расстоянии от телезрителей. Задние колонки размещают выше головы зрителей или же на одинаковой высоте. Необходимо заранее определиться с типом колонок.

Они могут стоять на стойках, располагаться на полке или фиксируются на настенных кронштейнах. Обязательно учитываются рекомендации инструкций и специально разработанные правила к установке домашнего кинотеатра.

DVD-плеер

Без этого устройства не работает ни один домашний кинотеатр. Оно отвечает за воспроизведение видео.

Совет! Чем больше DVD-плеер воспроизводит форматов, тем лучше, но нужно проверить, чтобы устройство поддерживало Mpeg-2.

При подборе техники следует обратить внимание на звуковые кодеки. В настоящее время используются, как правило, две модели DTS и Dolby Digital. Если планируется часто скачивать из Интернета видео, то необходимо проверить, чтобы DVD-плеер обладал поддержкой Xvid и DivX. Это поможет автоматически подобрать необходимый формат для плеера.

DVD-рекордер. Это устройство помогает записывать видео с телевизора на встроенный винчестер или на диск.

Формат Blu-ray. Он обычно используется для записи видео с высокой плотностью и хранения цифровых данных в формате HD. Но для того, чтобы имелась возможность их воспроизводить, и необходим данный формат.

Акустика

Акустика полностью погружает зрителей в мир фильма, создавая во время просмотра ощущение реальности. Основные параметры выбора акустики:

  • Мощность. Учитывается в зависимости от размеров помещения. Для комнаты в 20 кв. м достаточно максимальной мощности в 70 Ватт. Если площадь жилого пространства превышает 30 кв. м подбирается аппаратура в 150 Ватт и выше.
  • Диапазон частот. Чем выше этот показатель, тем лучше. Следует учитывать, что слух человека воспринимает максимальный предел в 20 000 Герц, а минимальный в 20 Герц. Если акустическая система оснащена сабвуфером, то на минимальный предел не обращают внимание.
  • Чувствительность. Измеряется в Децибелах. Колонки с повышенной чувствительностью издают более громкие звуки до ста двух ДЦ.

Колонки для акустической системы бывают двух видов: напольные и потолочные. Напольные колонки обладают более значительными размерами. Их плюс в обеспечении более мощного и сильного звучания басов.

Потолочные же оптимально подходят для оснащения небольших помещений. Сабвуфер качественно воспроизводит басы и ударные звуки. Идеальная комплектация – встроенные колонки.

Они сложнее в монтаже, но звучание получается более естественным.

AV-ресивер

В системе домашнего кинотеатра AV-ресивер исполняет несколько функций. Он осуществляет преобразование цифровых звуковых сигналов в аналоговые, для передачи их в акустическую систему, принимает сигналы от DVD-плеера и распределяет их каналам.

AV-ресивер также проводит усиление сигнала, который передается на колонки. Вместо AV-ресивера можно подобрать AV-усилитель, выполняющий аналогичные функции с ресивером, за исключением встроенного FM-приемника. Все AV-ресиверы имеют не меньше пяти каналов усиления.

Совет! При выборе AV-ресивера следует обратить внимание на дополнительную функцию – встроенный в устройство FM тюнер, при помощи которого можно прослушивать любые радиостанции.

Дисплей

Один из самых важных компонентов в системе домашнего кинотеатра. Для комфортного просмотра кинофильмов размер диагонали у дисплея должен быть не меньше 32 дюймов.

Современные производители предлагают большой выбор телевизоров различных моделей с самыми разнообразными качественными и функциональными свойствами. Можно приобрести доступный по цене и простой в использовании телевизор, в котором установлена электронно-лучевая трубка.

При увеличении диагонали дисплея, можно купить проекционный телевизор. Для получения максимального удовольствия от просмотра фильмов рекомендуется приобрести плазменный или ЖК телевизор.

Дополнительные рекомендации

При приобретении домашнего кинотеатра и выборе акустической системы необходимо уделить внимание их цветовой палитре и дизайнерским решениям, так как на долгое время они станут незаменимыми деталями окружающего интерьера.

Следует также помнить, что для получения отличного звучания желательно, чтобы в акустической системе корпус колонок был изготовлены из высококачественного ДСП или специальной древесины. Если они будут произведены из пластика, то при прослушивании динамических сцен из-за мощного резонанса можно получить вместо богатого спектра отличных аудио спецэффектов неприятное дребезжание колонок.

При приобретении мощной акустической системы, свыше 150 Ватт, обязательно нужно заранее позаботиться о звукоизоляции помещения, что дополнительно улучшит качество звука при просмотре фильмов.

Подобрать домашний кинотеатр самостоятельно можно без проблем. Отталкиваться можно от любого компонента, делая акценты на совместимости всех устройство, возможности апгрейда, учитывая приемлемые допуски и возможности внутренних коммуникаций. Таким образом, Вам легко и просто удастся найти золотую середину и сделать правильный выбор.

Ценовая категория домашнего кинотеатра напрямую зависит от марки производителя, комплектации устройства и уровня его сложности. Наиболее популярные мировые бренды: BBK, Bose, Denon, JVC, LG, Nakamichi, Panasonic, Philips, Pioneer, Samsung, Sony и другие.

Источник: http://otvety-znayki.ru/elektronika/453.html

Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2)

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума.

Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты.

Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Пингвины Мадагаскара» в лондонской Air Studio

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно.

В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке.

Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Итак, согласно стандартам мы должны получить звуковое давление 85 дБ (105 в пике) без искажений по всей полосе частот.

Звуковое давление на расстоянии 1 метр от АС при подаче на колонку 1 Ватта мощности — это «чувствительность», ее практически всегда указывают в паспортных данных продукта.

Далее вычисляем максимальное звуковое давление в точке прослушивания — каждое удвоение мощности даст нам +3 дБ звукового давления, а каждое удвоение дистанции — спад –6 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Как приручить дракона 2» в лондонской студии Abbey Road

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже ~300 Гц.

Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности.

При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

В отличие от музыкальной акустики, где слушателям может нравиться некоторая окраска звука, в кинотеатральных системах такой подход недопустим. Кино требует от колонок минимальных искажений, отсутствие послезвучий и высокого звукового давления.

Поэтому в ДК не стоит применять ламповое усиление и аудиофильскую акустику с «особенным» звучанием. В кинотеатре нужно обеспечить минимальное количество комнатных переотражений, поэтому для него лучше других подходят колонки с узкой диаграммой и такие, где свойства направленности мало зависят от частоты.

Как многим известно, подобные характеристики у АС рупорного типа, причем с рупором т.н. «постоянной направленности».

Запись саундтрека к фильму «Звездные Войны: Пробуждение силы» в студии MGM, Калифорния

Могу сказать, что самым удачным считается эллиптический рупор с направленностью 60х90 градусов.

Дальше можно рассматривать обычные колонки с купольными и коническими диффузорами, а вот разных типов «панельной» акустики (электростаты, ленточная, АМТ и прочие) лучше избегать, даже если они применяются только в высокочастотном звене — у них бывает очень неравномерная направленность и проблемы с перегрузочной способностью на НЧ. Диполи и всенаправленные типы АС для кинотеатров не подходят за исключением специальных настенных моделей (т.н. «сурраунды»).

Из типов оформления на первое место я поставлю фазоинвертор низкой эффективности (площадь портов менее ~15% от площади НЧ-диффузора), а на второе — закрытый ящик. Такие типы, как «лабиринты», TDL, обратные рупоры и т.п., где тыловое излучение практически полностью выводится наружу с задержкой — для ДК не подходят, как и варианты открытых оформлений.

Размещение акустики в комнате

Естественно, в кинозвуке есть стандарты по размещению АС — в частности, указывается угол относительно места слушателя, и по возможности, этих стандартов надо придерживаться, чтобы получить звук «как задумал режиссер».

На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука).

Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант.

Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов.

Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Позволю себе замечание насчет расположения центрального канала. Ставить его под экраном на полу, как можно часто увидеть, — очень грубая ошибка.

Так мы получим сильное переотражение звука от пола, которое снизит разборчивость диалогов и даст легко определяемое направление на источник звука, абсолютно не совпадающие с тем, что происходит на экране.

По этой причине «законное» положение центрального канала таково — излучатель должен находиться на высоте 5/8 от нижней части экрана. На такой же высоте располагают фронтальные LR-каналы и сурраунд (для форматов 5.1 и 7.1).

Запись саундтрека к фильму «Жизнь Пи» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Хочу заметить, что новые форматы 3D-звука, как Dolby Atmos, DTS:X, Aura 3D — все они имеют разные карты стандартного расположения АС.

И что же тогда делать, если вы строите «самый лучший» ДК? Выход могут предложить звуковые процессоры, как, например Trinnov Altitude 32 с его функцией 3D Remapping, которая виртуально «переставит» АС на свои места в полном соответствии с воспроизводимым стандартом. На сегодня пока это единственный аппарат, который обещает подобные виртуальные «перестановки» на одном наборе АС.

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

Запись саундтрека к фильму «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

4. Применение недорогих потолочных маломощных динамиков. Часто их размещают немного в стороне от зрителя, и если добавить высоту потолка, то итоговая дистанция от динамиков до зрителя превысит те самые пороговые 4 метра, о который я писал в начале статьи. Частично эту ситуацию может исправить процессор, но до конца «излечить» ее не получится, это компромиссное решение.

5. Все АС необходимо направить в центр зрительской зоны, а точнее на VIP-место. Этим правилом часто пренебрегают и ставят колонки параллельно стенам комнаты. В итоге получают повышенную неравномерность и сильные отражения от стен помещения.

6. Чрезмерное расширение зоны просмотра. Помните, точные поканальные задержки можно сделать только для одной точки (зрительского места) в зале, поэтому зрителей нужно «рассаживать» максимально компактно.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 3\4 по длине зала.

Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2.

При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).

При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления.

Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале.

Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному.

Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели

Для домашнего кинотеатра всегда предпочтительнее мощное «токовое» усиление класса AB. Однако для больших проектов лучше брать импульсные усилители, поскольку они имеют значительно меньшее тепловыделение в режиме холостого хода — порядка 5-8%, что в схеме ДК с общей потребляемой мощностью 5-10 кВт меньше киловатта.

В свою очередь, аналоговое усиление в холостом режиме будет потреблять порядка 3 кВт. К тому же, хорошие аналоговые усилители мощностью более 300 Вт на канал очень дорогие, а способных выдать 500 – 1000 Вт на рынке и вообще представлено совсем немного — выбирать не из чего.

Тогда как качеством звучания современные импульсные усилители уже ничем не уступают лучшим образцам аналогового усиления.

Запись саундтрека к фильму «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Помимо рядовых проблем акустических кабелей с недостаточным их сечением и ограничением тока, есть и еще одна, о которой следует напомнить строителям домашнего кинотеатра — это скин-эффект. Этот «эффект» приводит к задержке низкочастотной составляющей сигнала и хорошо известен в стереосистемах.

Там для борьбы используют плоские кабели, коаксиальные конструкции, набор тонких проводников с изоляцией (литцендрат) и т.д. Но в случае с кино, решить эту проблему проще.

Как правило, в ДК используется частотное деление на 80 Гц (ниже работают сабвуферы), поэтому последствия скин-эффекта легко корректируются задержками в основных каналах относительно канала НЧ-эффектов.

Часть 1: Строим домашний кинотеатр: акустическая обработка помещения (часть 1)

Источник: https://stereo.ru/to/1sh1h-stroim-domashniy-kinoteatr-vybor-akustiki-ee-ustanovka-i-nastroyka-chast-2

Как выбрать акустику 5.1 для домашнего кинотеатра

Покупая домашний кинотеатр, пользователь рассчитывает получить качественный объемный звук. Универсальная система 5.1. способна передать все звуковые эффекты, используемые в современных фильмах. Акустические излучатели являются очень важным компонентом данного комплекса. Акустика для домашнего кинотеатра имеет несколько параметров, которые необходимо учитывать при ее выборе.

Критерии выбора

Наиболее распространенной АС является комплекс 5.1, состоящий из пяти колонок и сабвуфера (первая цифра означает количество звуковых излучателей). Колонки расставляются по периметру помещения, в соответствии со своим назначением. В комплекте находятся:

  • центральный звуковой излучатель;
  • два фронтальных (передних);
  • два тыловых;
  • сабвуфер.

Также популярны системы 7.1, в которые входят дополнительные колонки. Существуют комплексы 9.1 и 9.2, однако, количество не всегда заменяет качество, и для качественного звучания вполне достаточно пяти стандартных колонок.

Колонки могут быть напольными или навесными (устанавливающимися на полки). Большинство предпочитает напольный вариант, так как считается, что в этом случае звук получается более глубоким. Выглядят такие системы более внушительно и эффектно.

Многие пользователи считают, что деревянные корпуса для акустики предпочтительнее ввиду того, что такие колонки имеют лучшие показатели. Коробка должна быть прочной и достаточно жесткой, для того, чтобы звук воспроизводился без искажений. Металлические и пластиковые корпуса тоже прочные, но у них может возникать вибрация, при проигрывании звука на высокой громкости.

Кроме вышеописанных, существуют и другие важные критерии АС. К ним относятся:

  • мощность;
  • частотный диапазон;
  • чувствительность.

Мощность является важной характеристикой акустической системы. Чем выше этот показатель, тем меньше будет искажений при передаче звука. Более мощные колонки лучше воспроизводят периферийные и невыраженные звуки.

Номинальная мощность колонок выражается в значении RMS, который показывает суммарную мощность всех акустических излучателей. Это реальное значение, при котором система будет функционировать продолжительный период.

Существует пиковый показатель мощности (PMPO), при котором АС работает около одной секунды с использование высокой громкости. Это максимальное значение, которое способны выдерживать колонки. Оно в несколько раз превосходит номинальную мощность и объективным показателем не считается.

Мощность АС нужно подбирать исходя из размера помещения. Чем больше площадь вашей комнаты, тем выше должен быть данный показатель. Для помещения площадью 20–30 кв. м., требуется акустика мощностью около 100В.

От 30 до 40 – примерно 150 Вт. Для комнаты, площадью 15–17 квадратов будет достаточно 70 Вт.
Чувствительность аппаратуры измеряется в децибелах. Большинство акустических комплексов имеет 80–100 Дб.

Это значение прямо пропорционально громкости звукового сигнала.

Частотный диапазон должен располагаться в пределах от 20 до 20000 Гц. Человек может различать звуки, находящиеся в указанном диапазоне. Сабвуфер может воспроизводить низкочастотное звучание (2–250 Гц), но, все остальные акустические излучатели работают на своих частотах.

Расположение АС

Акустическая система должна быть правильно расположена. Только в этом случае будет создан эффект объемного звука. При расстановке колонок нужно придерживаться общих правил. Если после трансляции фильма что-то вас не устроит, расположение элементов всегда можно подкорректировать.

Центральную колонку ставят напротив того места, где будет находиться пользователь. Как правило, ее располагают под телевизором. Две фронтальные колонки должны находится справа и слева от телевизора, на некотором расстоянии. Их поворачивают так, чтобы они располагались примерно под углом в 30 градусов.

Тыловые акустические элементы устанавливают в противоположной части комнаты, с обеих сторон от пользователя. Они должны находиться немного сзади от него, если это возможно. Колонки разворачивают таким образом, чтобы динамики смотрели в центр комнаты.

Сабвуфер устанавливается в правой или левой части помещения, на некотором удалении от центра. Он находится примерно на одной линии с центральной колонкой или немного впереди нее.

Обзор моделей

Чтобы сделать правильный выбор акустики для домашнего кинотеатра, посмотрите обзор популярных комплексов 5.1. Это подбор напольных и навесных систем известных производителей с красивым современным дизайном.

Bose Acoustimass 6

Это мощная многофункциональная система, создающая масштабный многоканальный звук. Показатель номинальной мощности – 275 Вт. Компактные колонки можно расставить на полочках или повесить на стену. Крупные габариты имеет только сабвуфер, снабженный динамиком 130 мм.

Динамики заключены в прочный закрытый корпус. По отзывам покупателей, система дает чистый и глубокий звук с мощными басами. Комплект довольно дорогой (около 55 000 рублей), но, по оценкам тех, кто им пользовался, он стоит своих денег.

Onkyo SKS HT728

Данный акустический комплекс отличается хорошей мощностью и чистым объемным звучанием. Корпуса выполнены из дерева, окрашенного в черный цвет. Система выглядит очень стильно и современно. Две фронтальные колонки устанавливаются на пол. Они сделаны высокими, что смотрится довольно эффектно.

Тыловые излучатели звука небольшие, их можно поставить на полочки. Сабвуфер имеет большие размеры и внушительный динамик. Владельцы этой АС высоко оценивают ее работу. По их отзывам, звучание очень глубокое и прозрачное, сабвуфер дает мощный бас. Аппаратура относится к средней ценовой категории.

Sven HT 200

Данный бренд зарекомендовал себя как производитель бюджетной добротной техники. Представленная система – отличный вариант для малогабаритной квартиры. Хорошо подходит также для обеспечения объемного звука на компьютере. Суммарная мощность – 80 Вт. Данная акустика имеет хорошие крепкие корпуса. Дизайн вполне современный.

Колонки выдают хороший чистый звук и ровный, насыщенный бас. Система легко настраивается, в комплекте есть удобный пульт. Существенным плюсом является низкая стоимость аппаратуры.

Logitech Z506

Данная АС является неплохим бюджетным вариантом, рассчитанным на небольшую квартиру. Суммарная мощность 75 Вт, что вполне достаточно для комнаты в 20 кв.м. Колонки небольших размеров имеют обтекаемую форму и надежные пластиковые корпуса. Тыловые и фронтальные звуковые излучатели имеют одинаковый размер, их удобно размещать на небольших полках.

По отзывам покупателей, акустика дает приличный звук на средней громкости. К недостаткам можно отнести не слишком глубокие басы. Вдобавок из сабвуфера иногда слышны небольшие помехи. В целом свою невысокую стоимость АС оправдывает.

Выбирайте АС исходя из размеров помещения, в котором будет установлен домашний кинотеатр. Если площадь небольшая, будет вполне достаточно бюджетной системы со средней мощностью. В том случае, когда размер комната больше 30 квадратов, имеет смысл рассмотреть более дорогие напольные комплексы.

Источник: http://TehnoPomosh.com/tsifrovaya/domashnij-kinoteatr/akustika-5-1.html