- Велосипедная цепь: размеры по модели велосипеда, установка, регулировка
- Когда ее меняют?
- Что она собой представляет?
- Смазка
- Особенности, которые нужно учитывать
- Что использовать?
- Очистка
- Как понять, что цепь пора заменить?
- Полезные советы
- Как ее поменять?
- Как правильно подобрать велосипедную цепь?
- Появление и конструкция цепи
- История появления и развития
- Типы цепей
- Износ цепи
- Модели и выбор
- Заключение
- Велосипедная цепь. Ресурс и обслуживание
- Почему изнашивается велосипедная трансмиссия
- Ресурс велосипедной цепи
- Замена в три цепи
- Читать также:
- Как выбрать велоцепь? Особенности обслуживания велосипедной цепи
- Существует огромное количество моделей велосипедов. А цепи на них одинаковые или разные?
- Мне нужно заменить цепь на велосипеде с 9 звездами. Подскажите оптимальный вариант
- Есть ли какие-либо стандарты у цепей. И вообще, какой они обычно длины?
- Установил цепь и мне кажется, что натяжение какое-то слабое. Как исправить ситуацию?
- Как пользоваться выжимкой?
- В трещетке 8 звезд. можно поставить цепь от велосипеда с 7 звездами?
- У меня новый велосипед. не могу найти в инструкции ничего, относительно того, что делать с заводской смазкой?
- Зачем чистить цепь? Может это вообще лишнее?
- С какой периодичностью необходимо использовать смазку?
- Какое масло купить для того, чтобы смазывать велосипедную цепь?
- Существует ли специальная технология смазки велосипедной цепи?
- Зимой используются специальные масла или обыкновенные?
- Говорят, что велосипедная цепь сверху должна быть не только сухой, но и чистой. Какое это имеет значение?
- Стоит ли смазывать звезды кассеты велосипеда?
- Как лучше всего чистить цепь? Существуют ли специальные средства?
- У меня байк в отличном состоянии, но друзья говорят, что цепь все равно нужно менять время от времени. правда ли это и если да, то, как часто?
- Все о велосипедных цепях
- Типы соединения пластин
- Особенности облегченных цепей
- Цепи с одним повторяющимся звеном
- Поверхностная обработка
- Ширина
- Длина
- Растяжение цепи
- Боковой изгиб
- Отличие от мотоциклетных цепей
Современные велосипеды отличаются гораздо более сложным устройством по сравнению со старыми моделями, поэтому во многом им требуется несколько другой уход, и в частности это касается того, как должна обслуживаться велосипедная цепь.
Размеры, тип и еще множество других параметров таких комплектующих влияют на то, как их нужно правильно использовать.
При этом многие люди продолжают действовать точно так же, как делали это раньше: просто смазывать ее пару раз в год, и кажется, что не будет ей износа.
На самом же деле нужно проделывать множество действий, для того чтобы своим плохим состоянием при езде вас не беспокоила велосипедная цепь.
Размеры и прочие параметры таких приспособлений нужно правильно выбирать в процессе приобретения, чтобы изделие было удобно использовать в течение длительного времени.
При этом его нужно своевременно смазывать и менять, если вы хотите обеспечить своему «железному коню» максимальную сохранность. Но при этом многие не знают о том, как и когда это нужно делать.
Правильный выбор цепи непосредственно зависит от того, какое количество звездочек используется в вашем велосипеде. Если ваш «двухколесный конь» имеет пять звезд, то в таком случае вполне оптимальным будет стандартный вариант, имеющий ширину 2,4 мм.
Если же речь идет о велосипеде с 6-7 звездами, то нужно отдавать предпочтение более дорогим и качественным изделиям, так как стандартные могут просто не выдерживать подобных нагрузок, не говоря уже о том, насколько ответственно к этой процедуре нужно подходить при покупке цепи для 8-звездочного «коня», к которому подходят только самые гибкие и дорогие изделия. Конечно, при желании можно использовать и более дешевые аналоги, но в таком случае вам нужно будет достаточно часто их менять, причем делать это, скорее всего, придется сразу с кассетами, что делает экономию довольно сомнительной.
В первую очередь, вы должны полностью соблюдать совпадение характеристик вашей старой и новой цепи, и в частности это касается их ширины. Лучше всего использовать цепь от того же производителя, от которого у вас использовалась ранее, и для этого, скорее всего, нужно будет провести детальную очистку старого изделия, чтобы на пластинах отыскать название изготовителя.
Стоит отметить тот факт, что некоторые цепи дополнительно маркируются в соответствии с качеством их изготовления, и чаще всего такая маркировка наносится в виде цифр.
Соответственно, чем более высокое числовое значение обозначает маркировка, тем лучше будет качество установленной цепи.
Также стоит отметить тот факт, что цепи КМС часто различаются и по своему окрасу, а лучшие модели здесь принято окрашивать только в золотой цвет.
Почему-то немногие люди уделяют внимание такому моменту, как длина цепи, ведь именно этим параметром определяется точность переключения передач.
Нередко случается так, что сами производители делают свои цепи длиннее, чем они должны быть, но от длинной цепи на самом деле далеко не так много проблем, как от короткой, потому что последняя довольно часто приводит к самым печальным последствиям. Выбирать нужно следующим образом:
- На гибридные и горные велосипеды цепь устанавливается на самые крупные передние и задние звезды, после чего укорачивается настолько, чтобы рамка натяжителя имела практически горизонтальное направление вперед с запасом еще в два звена.
- Если используется двухподвесочный велосипед, то в таком случае длина цепи должна подбираться в таком положении задней подвески, которое обеспечивает максимальное расстояние между кассетой и звездой системы.
- На шоссейные велосипеды цепь устанавливается на малую заднюю и большую переднюю звезду.
- К односкоростным велосипедам или велосипедам с планетарной втулкой длина цепи подбирается таким образом, чтобы в заднем колесе ось предельно надежно сидела в пазах рамы.
При использовании короткой цепи наиболее оптимальный исход событий – невозможность смены передач, но на самом деле чаще полностью ломается переключатель, который еще и нередко выбивает пару спиц из колеса, да и сама цепь при такой нагрузке просто-напросто может порваться при эксплуатации.
Содержание
- 0.1 Когда ее меняют?
- 0.2 Что она собой представляет?
- 0.3 Смазка
- 0.4 Особенности, которые нужно учитывать
- 0.5 Что использовать?
- 0.6 Очистка
- 0.7 Как понять, что цепь пора заменить?
- 0.8 Полезные советы
- 0.9 Как ее поменять?
- 1 Как правильно подобрать велосипедную цепь?
- 2 Велосипедная цепь. Ресурс и обслуживание
- 3 Как выбрать велоцепь? Особенности обслуживания велосипедной цепи
- 3.1 Существует огромное количество моделей велосипедов. А цепи на них одинаковые или разные?
- 3.2 Мне нужно заменить цепь на велосипеде с 9 звездами. Подскажите оптимальный вариант
- 3.3 Есть ли какие-либо стандарты у цепей. И вообще, какой они обычно длины?
- 3.4 Установил цепь и мне кажется, что натяжение какое-то слабое. Как исправить ситуацию?
- 3.5 Как пользоваться выжимкой?
- 3.6 В трещетке 8 звезд. можно поставить цепь от велосипеда с 7 звездами?
- 3.7 У меня новый велосипед. не могу найти в инструкции ничего, относительно того, что делать с заводской смазкой?
- 3.8 Зачем чистить цепь? Может это вообще лишнее?
- 3.9 С какой периодичностью необходимо использовать смазку?
- 3.10 Какое масло купить для того, чтобы смазывать велосипедную цепь?
- 3.11 Существует ли специальная технология смазки велосипедной цепи?
- 3.12 Зимой используются специальные масла или обыкновенные?
- 3.13 Говорят, что велосипедная цепь сверху должна быть не только сухой, но и чистой. Какое это имеет значение?
- 3.14 Стоит ли смазывать звезды кассеты велосипеда?
- 3.15 Как лучше всего чистить цепь? Существуют ли специальные средства?
- 3.16 У меня байк в отличном состоянии, но друзья говорят, что цепь все равно нужно менять время от времени. правда ли это и если да, то, как часто?
- 4 Все о велосипедных цепях
Когда ее меняют?
Как и в случае с любыми другими запчастями, в процессе эксплуатации у вас просто может износиться велосипедная цепь. Размеры этого элемента здесь не играют никакой роли, ведь изнашиваются даже самые высококачественные изделия, но при этом зачастую любые неполадки при желании можно исправить полностью самостоятельно.
При этом нужно понимать, что нет какого-то однозначного ответа на вопрос о том, по какой причине происходит этот износ, ведь есть огромнейшее количество факторов, влияющих на этот процесс. Почва, погодные условия, тип и способ смазки, длительность езды – из-за всего этого в конечном итоге изнашивается велосипедная цепь.
Размеры и прочие нюансы нужно уже учитывать, выбирая, какой лучше применить к ней подход.
https://www.youtube.com/watch?v=EhFmI5-aQrQ
Именно поэтому каждому велосипедисту будет полезно знать, что представляют собой такие комплектующие и как именно нужно их обслуживать.
Что она собой представляет?
Цепь для велосипеда является основным механизмом «двухколесного коня», и представляет собой стандартную приводную роликовую цепь, передающую крутящий момент на ведомую с ведущей звездочки. Всего сегодня изготавливаются три типа таких изделий:
- облегченная;
- half-link;
- односкоростная или скоростная.
Также стоит отметить тот факт, что цепи между собой отличаются шириной и расстоянием между пинами, скрепляющими звенья. При этом есть несколько причин, по которым цепь для велосипеда может изнашиваться, но среди наиболее распространенных можно выделить следующие:
- негативные погодные условия;
- слишком большой срок использования цепи;
- способ и вид смазки;
- качество изготовления.
Таким изделиям требуется особое внимание. Нужно знать, как натянуть цепь на велосипеде, когда ее смазывать, чистить и менять. Увидеть слишком сильный износ достаточно просто – она регулярно спадает, выскакивает и заметно вытягивается.
Смазка
Есть множество мнений по поводу того, как натянуть цепь на велосипеде, и нужно ли ее вообще смазывать. Некоторые считают, что смазка ей вообще не требуется, потому что на масле начинает скапливаться большое количество грязи, что приводит к ускорению износа цепи.
Другие же, наоборот, думают, что именно правильно выполненная смазка позволит увеличить общий срок службы данного механизма.
Но здесь у многих возникают вопросы о том, как правильно наносить смазку и что делать, если после этого слетает цепь на скоростном велосипеде?
Можно провести данную процедуру при помощи стандартной масленки.
Также можно использовать спрей, но в таком случае нужно быть предельно аккуратным, потому что масло может попадать не только на цепь, но еще и на какие-то другие части вашего велосипеда.
Если неправильно нанести масло, то в итоге сам механизм слишком сильно загрязняется, а бывает так, что также слетает цепь на скоростном велосипеде.
Особенности, которые нужно учитывать
Основное правило выполнения данной процедуры – правильно соблюсти три точки, в которых наличие масла является обязательным – это:
- место, в котором заклепка трется о внутренние пластины;
- место, в котором соприкасаются внешние и внутренние пластины;
- внутренняя поверхность ролика.
Достаточно часто, когда надевается цепь на спортивный велосипед, смазывание может повлечь определенные проблемы, связанные с возникновением пузырьков воздуха.
При использовании стандартной технологии смазки маслом при помощи спрея воздушные пузырьки всегда остаются внутри стакана, что не позволяет маслу проходить дальше.
Но даже в том случае, если оно все-таки попадет внутрь, оно уже будет загрязненным, потому что внешние пластины предельно быстро покрываются пылью от дороги.
Гораздо меньше проблем возникает, если производится натяжение цепи велосипеда «безстаканного» типа.
Такие изделия устроены так, что даже если масло капать на какой-то конкретный ролик, при движении оно будет попадать внутрь, тем самым вытесняя оттуда воздух, а через различные зазоры также будет попадать и на внешние пластины.
Так как боковые пластины смазываются изнутри, вся присутствующая грязь будет полностью вымыта за счет использования потока масла, и при этом не стоит даже беспокоиться о загрязнении роликов, так как они полностью очищаются без лишней помощи в процессе взаимодействия с зубьями.
Что использовать?
Наиболее распространенными на сегодняшний день являются два основных вида смазки – ваксы и мотоциклетные.
Последние представляют собой густой материал в комбинации с растворителем, который отличается достаточно высокой скоростью испарения. Любой велолюбитель знает о том, что тягучие смазки не могут проникать в те места, где они действительно необходимы, в то время как жидкие не слишком долго задерживаются в цепи.
Именно по этой причине лучше всего, если вся длина цепи велосипеда будет смазана мотоциклетным маслом, так как за счет использования в нем специального растворителя оно без труда может проникать даже в самые труднодоступные места, после чего это вещество полностью улетучивается и остается густой материал, который может прослужить в течение длительного времени.
Ваксы действуют аналогичным образом, так как в них используется комбинация жидкой и тягучей смазки, но при этом стоит отметить, что в данном случае цепь придется опускать в расплавленную тягучую жидкость, и под воздействием температур смесь станет жидкой, попадая во все места, где ее нужно разместить, после чего остывает там и обеспечивает работу в течение длительного времени. Главным недостатком такого метода можно назвать только то, что для его реализации может понадобиться достаточно большое количество времени.
Очистка
Выше уже говорилось о том, что смазка представляет собой достаточно липкий материал, вследствие чего на нее достаточно быстро прилипает дорожная пыль. Именно по этой причине в процессе эксплуатации транспортного средства нужно уделять особенное внимание процедуре очистки.
Найти сегодня средство для эффективного очищения цепи не составляет никакого труда, так как современные магазины предлагают своим потребителям достаточно богатый ассортимент чистящих жидкостей, имеющих самые разные составы и аромат.
Однако главный минус этих жидкостей, которыми обрабатывается цепь на велосипед – цена, поэтому позволить их себе могут не все.
В связи с этим в преимущественном большинстве случаев современные велосипедисты предпочитают использовать обычные средства наподобие бензина или ацетона.
Есть некоторые специализированные средства, которыми достаточно быстро приводится в нормальное состояние цепь на велосипед.
Цена таких средств достаточно низкая, но при этом главным недостатком их чаще всего является то, что они имеют достаточно сильный и резкий запах, поэтому чистить ими в закрытых помещениях крайне не рекомендуется.
При этом стоит учитывать, что сегодня саму цепь вполне можно купить приблизительно по цене от 150 до 400 рублей.
Помимо этого, нужно будет использовать тряпку, щетку и небольшую емкость, в которую переливается чистящее средство.
Если ваша цепь еще не слишком сильно загрязнилась, то в таком случае будет вполне достаточно просто протереть ее тряпкой, но в противном случае она сначала замачивается в емкости с чистящей жидкостью, и затем разбалтывается там при помощи щетки.
Замену жидкости придется проводить до тех пор, пока она не будет полностью чистой, причем в некоторых случаях процедура даже может затянуться на довольно длительный срок.
Как понять, что цепь пора заменить?
Многие считают, что своевременная замена цепи представляет собой не настолько важное мероприятие, потому что всегда можно дотянуть до последнего момента, и только потом уже менять ее.
На самом же деле не стоит забывать о том, что общий срок службы кассеты велосипеда в несколько раз больше по сравнению со сроком службы цепи, и если вовремя ее не менять, то потом придется уже проводить замену сразу двух комплектующих.
При этом можно продлить ресурс цепи, если правильно понимать, как нужно переключать скорости.
Полезные советы
Есть способ, позволяющий в течение длительного времени не беспокоиться по поводу того, как надеть цепь на велосипед после ее приобретения. Сначала используется одно изделие, но, после того как появляются малейшие подозрения на износ, его заменяют другим, однако старое не выбрасывают.
Если же опять появляются подозрения, то ставится третья, и только после ее частичного износа на место возвращается первая – и так по кругу.
Такой способ позволяет добиться полноценного и равномерного применения всех трех цепей, но немногие предпочитают пользоваться такой технологией, потому что она требует к себе довольно кропотливого подхода.
Если изделие изношено и пора его менять, оно будет удлиненным, вне зависимости от того, сколько звеньев в цепи велосипеда. При этом оно будет постоянно выскакивать и спадать, что приведет к массе трудностей в процессе эксплуатации.
Как ее поменять?
Основная сложность здесь заключается в том, чтобы правильно снять изделие, и при этом не повредить ни одно звено цепи велосипеда. Для того чтобы демонтировать ее без каких-либо повреждений, нужно обзавестись выжимкой, которая сегодня продается практически в каждом нормальном веломагазине. Дальше процедура проводится следующим образом:
- Кладите звено цепи на выжимку так, чтобы пин располагался перед выжимной осью.
- Аккуратно прокручивайте ручку для выдавливания пина, и останавливаться здесь нужно только тогда, когда он будет почти выдавлен. Крайне внимательно следите за процессом проведения этой процедуры, потому что есть риск полного выдавливания, а вставить его обратно зачастую бывает чрезвычайно сложно.
Мгновенно снять и установить цепь можно при помощи специализированного звеньевого замка.
Источник: http://fb.ru/article/251335/velosipednaya-tsep-razmeryi-po-modeli-velosipeda-ustanovka-regulirovka
Как правильно подобрать велосипедную цепь?
Когда речь заходит о современных цепях, многие утверждают, что производство их страшно испортилось. Перенос заводов в Китай привёл к тому, что приходится менять цепь для велосипеда каждый сезон, а то и чаще. Однако подобные высказывания происходят от малых знаний.
Выпускаемые сейчас запчасти серьёзно превосходят советские аналоги, а своевременный уход за байком увеличивает срок службы деталей.
«Секрет» в том, что на скоростном велосипеде сейчас у звёзд зубья едва доходят до середины цепи, чтобы она могла перескакивать по «команде» переключателя, что приводит, вместе со сложными комбинациями скоростей, к сильным перекосам цепи. А работа с перекосами повреждает всю трансмиссию.
Появление и конструкция цепи
Для начала рассмотрим, откуда появилась цепь и как она устроена.
История появления и развития
Если первые модели байков были скорее «беговелами», то полноценная конструкция велосипеда с цепным приводом появилась лишь к 1870-м, а заняла лидирующее место лишь к концу XIX века, когда появилась калёная сталь. До этого материалы были слишком ненадёжными, а условия производства не позволяли сформировать звенья, которые будут работать долго под большой и нестабильной нагрузкой.
Были эксперименты с прямым приводом на колёса с помощью шестерён, долго исследовались возможности ремённого привода. Однако к началу XX века сегодняшний стандарт «взял своё», и практически все выпускаемые велосипеды по конструкции отличались от современных лишь отсутствием передач. Передачи появились в 1950-х годах на спортивных велосипедах, и лишь через 30 лет завоевали массовый рынок.
Цепи применяются повсеместно и не только в велосипедах. Разные размеры, типы, формы, количество лент – прогресс не стоит на месте, и их изготовлением занимаются огромные заводы, – что, конечно же, идёт на пользу качеству и стоимости данной детали для велосипеда.
Типы цепей
Стандарты выделяют следующие виды велосипедных цепей по общей конструкции:
- роликовые – внутри звеньев небольшие ролики. Такой тип износоустойчив, но применяется редко, так как дорог в изготовлении;
- втулочные – аналогичны роликовым, но вместо отдельной детали сквозь звено проходит прямая втулка. Подавляющее число велосипедных цепей – данного типа;
- зубчатые – используются только в экспериментальных байках, пришли из промышленного производства.
Как укоротить велосипедную цепь?
Кроме того, по способу соединения звеньев:
- обычная – звенья можно соединить через одно, попеременно чередуясь. Для обычных велосипедистов лучше всего выбрать этот тип;
- халфлинк (half link, половина звена) – последовательность однотипных не чередующихся полузвеньев, которые входят одно в другое. Велосипедная цепь устойчива к динамическим повреждениям и ремонтопригодна, но при длительном использовании быстро растягивается, ведь число «ослабленных» элементов вдвое больше, чем у обычной. В таких цепях почти всегда ставится замок.
Многие производители вводят свои уникальные размыкающие звенья (замок), которые позволяют быстро снять цепь. Сколько звеньев такого плана есть, сложно сказать, каждый производитель продвигает свой стандарт, часто появляются новые. Устоявшейся классификации нет.
Если длина цепи может быть легко изменена добавлением и выключением звеньев, не стоит забывать, что существуют несколько типов цепей, различающихся по ширине.
Для велосипедов стандартом стало следующее деление:
- На 7-8 скоростей – достаточно широкие, стандартные;
- На 9 скоростей – уже, обычно поставляются под конкретные сборки, могут использоваться (с некоторыми оговорками) для 7-8;
- На 10 скоростей – узкие цепи, не могут использоваться с другим набором звёзд.
Использование неправильной комбинации цепи попросту опасно. Например, цепь на 7 звёзд застрянет в дорогом переключателе на 10 скоростей. Она же будет цеплять звёзды на барабане, чем помешает нормально передвигаться и моментально убьёт трансмиссию.
Износ цепи
Главное, что должно беспокоить велосипедиста, – это износ. Как уже было указано, современные горные велосипеды очень требовательны к надёжности и износ цепи велосипеда неизбежен.
Главное – это предотвращать серьёзный износ правильным уходом, регулировать все элементы трансмиссии. О том, как сделать это своими руками, читайте в отдельной статье про чистку и смазку цепи.
Правильно установить цепь на место и выполнить ее регулировку тоже обычно не составляет особого труда.
Для снижения износа служат и некоторые аксессуары, например, успокоитель цепи или внешняя защита цепи в виде закрытого кожуха. Очень важно и натяжение. Оно не должно быть слишком маленьким, тогда провисание и приведёт к быстрому выходу из строя всей трансмиссии, но и должно быть достаточно большим, чтобы скорости могли переключаться. Стоит потратить время, чтобы хорошо настроить натяжение.
Многие определяют износ «на глазок». К сожалению, «глазок» практически любого человека не способен вычленить катастрофические для состояния цепи и звёзд изменения.
Очень часто за маркер берут длину 24 звеньев стандартной цепи. Длина этого отрезка должна быть 12 дюймов или 304.8 миллиметра. Небольшая таблица для понимания состояния:
Удлинение, мм | % | Состояния |
До 1.5 | < 0.5 | Норма |
1.5-2.5 | 0.5-0.8 | Износ, под замену |
2.5-3 | 0.8-1.0 | Серьёзный износ, проблемы с переключением передач после замены |
3 и более | > 1.0 | Фатальный износ, потребуется замена всей трансмиссии вместе с кассетой |
«На глаз», если инструментов для измерения рядом нет, определить растяжение можно, приложив цепь к самой большой звезде. Лишние миллиметры будут заметны.
Можно по-разному определять, когда менять цепь. Многие ездят на одном комплекте со звёздами 5-10 тысяч километров, после чего полностью меняют трансмиссию. Другие покупают новую цепь на велосипед каждые 1000 км, чтобы сохранить звёзды в хорошем состоянии.
Золотой серединой между этими способами является «правило трёх цепей». Следует подобрать 3 одинаковых модели, менять которые стоит каждые 500 километров, таким образом, чтобы износ равномерно по ним распределялся. Благо, снять цепь очень просто, используя современный замок. Такой способ позволяет не только сберечь все детали трансмиссии, но и «пробегать» без проблем много тысяч километров.
Измеритель износа цепи от BBB
Модели и выбор
Выделяют нескольких производителей:
- Shimano и SRAM – два лидера практически по всем комплектующим, у каждого есть свои фанаты, но выбрать однозначного лидера невозможно. Предлагают большой ассортимент, закрывающий все модели велосипедов. SRAM первые сделали цепь с замком, а Shimano применили сухую смазку. Конкуренция помогает велосипедистам.
- Compagnolo – итальянская крупная фирма, сотрудничающая со спортивными командами, их велосипедные цепи очень качественны, фирма много вкладывает в разработку новых элементов, в их продукции часто встречаются уникальные новшества (замки, покрытия, смазывающие канавки, приёмы против растяжения).
- KMC – тайваньский производитель, работающий больше 30-ти лет. Производит аналоги Shimano и SRAM по доступным ценам.
- Wipperman – немецкий производитель, редкий гость в российских магазинах из-за высокой цены. Любим многими профессионалами.
Заключение
Цепь – несложная часть трансмиссии горного велосипеда, используется уже почти полтора века.
Современный режим эксплуатации привёл к тому, что эта деталь стала скорее расходным материалом при активном катании и, мало того, влияет на состояние переключателей и звёзд.
Чтобы избежать проблем, следует правильно выбирать цепь, регулярно её обслуживать и менять. Все операции по монтажу и настройке несложно выполняются своими руками без привлечения механиков или иных специалистов.
Источник: http://VeloFans.ru/vibor/kak-pravilno-podobrat-velosipednuyu-cep
Велосипедная цепь. Ресурс и обслуживание
Темой статьи станет вещь довольно тривиальная, но совершенно необходимая — велосипедная цепь. Вспомните свой велик из детства — весной достал его с балкона, смазал литолом заржавевшую цепь, и катаешь все лето.
К сожалению, в современном велосипеде этот узел требует постоянного обслуживания. Многоскоростной велосипед имеет 2-3 звезды спереди и 7-10 сзади. Различные комбинации этих передач позволяют приспособиться практически к любому рельефу и темпу движения.
Под действием переключателей скоростей цепь перемещается по звездам, и натягивается подпружиненным роликом для устранения слабины. В отличие от своей односкоростной сестры, такая цепь должна иметь возможность гнуться, чтобы обеспечить попадание на любую звезду кассеты (набор задних звезд).
Почему изнашивается велосипедная трансмиссия
Из-за своего конструктива велосипедная цепь подвержена быстрому износу, грубо говоря, она вытягивается. Разумеется, здесь нет физического вытягивания металла — ось (пин) растачивает отверстие (стакан) щеки, в которой она сидит. Результат — цепь становится длиннее.
Теперь представьте, что расстояние между пинами стало больше, и цепь не может лечь идеально на зуб звезды. Как нетрудно догадаться, цепь быстро проточит звезды под себя. На велосипеде у нас почти три десятка передач, и используем мы их далеко не равномерно.
То есть, на каждой звезде появится свой рисунок, который успела проточить растянувшаяся цепь. Это быстро приводит к тому, что цепь не может удержаться на звезде, проскакивает под нагрузкой и слетает на соседние звезды. Всё, можно выбрасывать и цепь, и кассету. Передние звезды живут значительно дольше, но и они не вечны.
Ресурс велосипедной цепи
В зависимости от условий эксплуатации, цепь может ходить от 500км (грязь, подъемы) до 2500км (чистый асфальт, равномерное движение), после чего её растяжение доходит до критических значений. Вытянувшаяся велоцепь начинает «пожирать» кассету.
Если процесс износа зашел далеко, и зубья кассеты потеряли первоначальный профиль, то придется поменять и кассетц. Если новую цепь поставить на заезженную кассету, то она будет проскакивать на проточенных зубьях. Как понимаете, для активного катальца такая замена встает в копеечку, поэтому я дам некоторые рекомендации.
1. Ни в коем случае не смазывайте цепь густыми смазками, типа литола. Несмотря на то, что густая смазка может держаться годами, она цепляет на себя всю пыль и грязь, которая значительно ускоряет износ велосипедной цепи.
Нужно смазывать специальными маслами, продающимися в веломагазинах. Периодичность: 100-300км. Для разных сезонов свои смазки — это важно. Также никакого WD40 — это не смазка, а керосин с примесями, он призван вымывать грязь и масла.
Для очищения он хорош, но как самостоятельная смазка — нет. Кстати, осторожно, чистя цепь аэрозолем, можно забрызгать тормозные поверхности, с предсказуемым результатом.
2. Серьезный подход к чистке и и смазке оправдан только для любителей трофи-рейдов по лесам и болотам. Это весьма частный случай. Велосипедистам, катающим преимущественно по асфальту и лесным тропинкам, достаточно пройтись велосмазкой, как только цепь начнет характерно стрекотать.
Мой читатель пишет о том, что велосмазки — это продукт маркетинга. Я с этим согласен. Можно, конечно, путем экспериментов подобрать подходящую дешевую автомобильную смазку, перелить во флакон нафтизина, как советуют… Но зачем, ведь даже маленькой баночки велосмазки хватает надолго, а стоит она всего 5-10 долларов??
Я купил самую распространенную велосмазку Pedro’s Extra Dry (и пожалуй, одну из лучших) 200ml, мне этого флакона хватило примерно на 15000 км, то есть почти на три сезона с моим пробегом. Цена вопроса — 8 евро за флакон, меньше трех евро в год!
3. Старайтесь не ездить на «перекошенных» передачах, это отрицательно сказывается на ресурсе цепей. Например, новички часто включают большую звезду спереди и сзади. В результате, цепь чудовищно перекошена, в таком состоянии она сама себя пожирает.
4. Покупайте цепи с максимальным ресурсом, среди велосипедистов большим уважением пользуются вот эти Campagnolo, их ресурс может достигать десяти тысяч км.
Пользуйтесь скоростями осмысленно: спереди ставьте среднюю звезду, и играйте задним переключателем. Не хватает задних передач, переходите на маленькую или большую переднюю звезду. Дорожная ситуация пришла в норму — снова на переднюю среднюю. Это позволит цепи работать с минимальным перекосом.
Замена в три цепи
Для тех, кто катает большие километражи есть правило «трех цепей». Покупаете три велоцепи, и меняете их по кругу каждые 600км. Таким образом, звезды кассеты протачиваются очень равномерно, что позволяет существенно увеличить ресурс.
Тройного комплекта цепей и одной кассеты хватает на 10-15 тысяч километров, что позволяет сэкономить деньги. Это реально работающий способ, но лично я слишком ленив для него. Предпочитаю раз в 2000км пробега купить новую кассету и цепь, чем каждые две недели заниматься заменами.
Впрочем, я катаюсь в основном по асфальту и хорошим грунтам. У маунтин байкеров, которые гоняют по лесам, велоцепи улетают с ужасающей скоростью. Тут уж поневоле придется практиковать описываемый способ.
Читайте, как снять цепь с велосипеда, как пользоваться выжимкой.
Цепи иногда имеют обыкновение рваться, что приводит к полной потере автономности. Хорошо бы возить с собой инструмент под названием выжимка, который позволит удалить сломанное звено. Однако замкнуть звено значительно сложнее — просто не попасть выдавленным пином в стакан.
Тут на выручку приходит замок цепи, который выпускается фирмами KMC и SRAM (а может уже и шимано). Стоит он копейки, но позволяет очень легко и без инструментов снимать/ставить цепь.
Идеальный вариант — планетарная втулка. Все переключение происходит внутри нее, внешне это напоминает односкоростной велосипед, с жесткой цепью, которой хватит на очень много тысяч километров. Минус — большой вес и неподъемная цена, например самая лучшая планетарка Rohloff стоит 800-1000 евро.
Вот и все, что нужно знать о велосипедных цепях. Обслуживайте их вовремя, следите за износом, и вы не окажетесь в ситуации, когда вдали от дома у вас начали прыгать передачи. Поверьте, это очень неприятное событие.
Чтобы вовремя узнавать о моих новых статьях, предлагаю подписаться на получение их по е-мейл. Никакого спама, только обновления сайта.
Читать также:
- Велосипедный шлем
- Велосипед для начинающих
- Размер велосипеда, как выбрать
Источник: http://kotovski.net/velosipednaya-tsep-resurs-i-obsluzhivanie/
Как выбрать велоцепь? Особенности обслуживания велосипедной цепи
Велосипед – это не просто двухколесное средство передвижения. Это своеобразный культ, объединяющий миллионы людей во всем мире. А мы попробуем объединить самые часто задаваемые вопросы, относительно такой важной детали, как велосипедная цепь.
Существует огромное количество моделей велосипедов. А цепи на них одинаковые или разные?
Конечно разные. Как вы заметили, в современном велосипедном парке множество разнообразных моделей. Все они имеют одну общую деталь, которая называется цепь. Время от времени ее необходимо менять.
И здесь нет ничего сложного, поскольку каждый владелец знает, сколько передач у его велосипеда. Выбор цепи зависит от количества звезд.
Назовите его (количество) продавцу и он порекомендует оптимальные варианты.
Мне нужно заменить цепь на велосипеде с 9 звездами. Подскажите оптимальный вариант
Необходимо выбрать цепь на 9 звезд, то есть 9, 18 или 27 передач. Принимайте это за аксиому, поскольку, если попытаетесь поставить цепи на кассетах с меньшим количеством звезд, пластины цепи могут разжаться.
Есть ли какие-либо стандарты у цепей. И вообще, какой они обычно длины?
Как правило, в магазине продаются цепи в заводской упаковке. В них 114 или 116 звеньев. Этого более чем достаточно для любого велосипеда. Если у вас шоссейный велосипед, устанавливая цепь, берите всю длину (за редким исключением она может быть немного меньше). А если горный – только 106 или 108 звеньев.
Установил цепь и мне кажется, что натяжение какое-то слабое. Как исправить ситуацию?
Если натяжение слабое, значит, цепь слишком длинная и ее нужно укоротить, исключив несколько звеньев. Если используется задний переключатель емкости, рекомендуется оставлять в качестве запаса 2 звена.
Как пользоваться выжимкой?
Выжимка – инструмент, помогающий соединять или разъединять звенья цепи. Пользоваться устройством следует согласно инструкции с соблюдением всех эксплуатационных норм.
После того, как выжимка будет готова к работе, аккуратно поместите цепь в направляющие, одновременно поджимая упором сзади. Действуйте осторожно, поскольку изначально усилие на ручке (лучше, чтобы она была прорезиненной), покажется весьма значительным.
Постарайтесь выдавливать пин не до конца, чтобы исключить проблемы при следующей установке.
Еще один полезный совет по этому поводу: когда будете устанавливать цепь следующий раз, поверните ее таким образом, чтобы пин оказался на внешней стороне.
В трещетке 8 звезд. можно поставить цепь от велосипеда с 7 звездами?
Здесь все просто. Если в кассете велосипеда 8 звезд – используйте цепь на 8 звезд. Если, предположим, 7 звезд – то, соответственно, цепи на 7 звезд. А вот если вы решите заменить цепь на 6 или меньшее количество звезд, то можете выбирать, ориентируясь на то, что минимальное количество будет равняться 6, а максимально – 8 звездам.
У меня новый велосипед. не могу найти в инструкции ничего, относительно того, что делать с заводской смазкой?
Будем исходить из того, что у вас новый велосипед, а значит, новая цепь. На заводе ее обработали функциональной пластичной смазкой. Она и консервант, позволяющий длительное время хранить изделие, и рабочая смазка. Перед эксплуатацией велосипеда, возьмите тряпку и протрите внешнюю поверхность. Не используйте для этого какие-либо растворители или другую химию.
Зачем чистить цепь? Может это вообще лишнее?
И чистить и смазывать, определенно нужно. Смазка значительно уменьшает трение а, значит, снижает износ. Правильно, наносить смазку на чистую поверхность. Если вы хотите, чтобы велосипед вообще, и цепь в частности, прослужили длительное время – ухаживайте за изделием, проводите профилактические работы и обновляйте изношенные узлы.
С какой периодичностью необходимо использовать смазку?
Опытные специалисты определяют необходимость смазки на слух. Если ход тихий, то смазывать не нужно, а если начитает раздражать «стрекотом», когда вы крутите педали под определенной нагрузкой – обязательно смажьте.
Если цепь была предварительно проварена в пластичной смазке, то не следует слишком часто смазывать ее цепным маслом, а тем более, заливать. Обычно, одной смазки хватает на 120-160 км.
Но если вы постоянно выезжаете в дождь, то смазывать придется чаще.
Какое масло купить для того, чтобы смазывать велосипедную цепь?
Все зависит от ваших финансовых возможностей и отношения к велосипеду. Любое масло уменьшит трение и минимизирует износ. Однако, как вы понимаете, на рынке присутствуют и специальные продукты от ведущих производителей.
Их основным преимуществом, является способность отталкивать грязь, а не собирать ее подобно тому, как это делают моторные, обладающие моющими присадками масла.
Профессионалы часто проваривают цепи в графитовой смазке или используют специальные загустевающие смазки.
Существует ли специальная технология смазки велосипедной цепи?
Ну, технология – это, конечно, громко сказано. Просто соблюдайте определенные правила, приемлемые для большинства механизмов. Для начала хорошо очистите цепь. Потом, смазывайте ее с двух сторон.
Помните, что это не тот случай, когда кашу маслом не испортишь. В общем, действуйте без фанатизма. Просто возьмите шприц и смажьте каждый пин.
Теперь сделайте несколько десятков оборотов и хорошо протрите мягкой тряпочкой.
Зимой используются специальные масла или обыкновенные?
Вопрос, конечно, интересный. Как правило, большинство велосипедистов используют зимой те же смазки, что и летом. Просто сам процесс смазки проводят не на улице, а помещении с комнатной температурой.
Говорят, что велосипедная цепь сверху должна быть не только сухой, но и чистой. Какое это имеет значение?
От этого зависит длительность эксплуатации цепи. На промасленную, липку поверхность пристает грязь, смешивается с маслом, модифицируясь в своеобразную притирочную смесь, разъедающую изделие.
Стоит ли смазывать звезды кассеты велосипеда?
Ролики цепи, наезжая на звезды, обкатывают их зубья. Но трение при данном процессе настолько незначительное, что смазка не имеет никакого конструктивного значения. Если вам нужно законсервировать изделие, тогда используйте специальную, консервационную смазку, которую можно купить в магазине.
Как лучше всего чистить цепь? Существуют ли специальные средства?
Здесь, как говорится, все гениальное, просто. Если хотите обойтись малой кровью, воспользуйтесь простой тряпкой. Лучше если она будет не синтетическая и сухая.
Но, эффективность мероприятия можно повысить, если опрыскать цепь специальной смазкой-смывкой и использовать специальную машинку для чистки цепи. Ну а тряпку можно заменить щетками или же профессиональными скребками.
Если осторожно, то можно использовать керосин или какой-либо растворитель.
У меня байк в отличном состоянии, но друзья говорят, что цепь все равно нужно менять время от времени. правда ли это и если да, то, как часто?
Все дело в том, то в процессе эксплуатации, цепь велосипеда удлиняется. Изношенная цепь негативно влияет на звездочки. Специальных расчетов или жестких правил в данном случае нет.
Но, если вы проедите 4000 километров, то вам необходимо будет, производить дорогостоящую замену.
Но простые технологии позволяют продлить срок действия звездочек цепи, если вы будете их синхронно использовать.
Источник: https://www.aktivesport.ru/blogs/velo/velotsep
Все о велосипедных цепях
- Конструктивные особенности
- Типоразмеры
- Технические характеристики
- Вывод
На первый взгляд тема велосипедных цепей кажется довольно простой.
Но если попытаться систематизировать всю информацию, то получается что тему ухода за цепями и их конструктивных особенностях лучше рассматривать отдельно. Вопрос обслуживания цепей мы уже поднимали.
Поэтому в этой статье мы сосредоточимся только на физических характеристиках цепей.
Типы соединения пластин
В классических цепях боковые пластины соединяются с помощью втулок (англ. bushing). По сути это полые оси, которые жестко соединены с боковыми пластинами. Такие цепи больше подходят для односкоростных велосипедов и велосипедов с планетарными втулками, т.к. такое соединение является более жестким и затрудняет боковой изгиб цепи.
https://www.youtube.com/watch?v=lgnMR4OEFyo
В большинстве скоростных цепей используется соединение без втулок. Каждая пластина содержит выштамповку, в которой помещается пин. Такое соединение обеспечивает больший угол изгиба цепи в горизонтальной плоскости. На изображении ниже показаны два типа соединений в разрезе.
Найти в продаже втулочную цепь сейчас очень сложно, т.к. безвтулочные дешевле в производстве.
Особенности облегченных цепей
Для облегчения используются полые пины и перфорированные пластины. Коэффициент растяжения таких цепей как правило выше, но сильно зависит от качества конкретной модели цепи. По прочности облегченные цепи уступают обычным только при прикладывании ударных нагрузок.
Цепи с одним повторяющимся звеном
Такие цепи называют Half-link (от англ. half — половина, link — звено). В технической литературе такие звенья называются переходными или изогнутыми. Если в классических цепях можно выделить два полузвена, то в таких цепях все звенья выглядят одинаково.
Такие цепи более подвержены растяжению и очевидно, что с ними нельзя использовать звезды с переменной шириной зуба (Narrow Wide). Но они очень хорошо подходят для односкоростных велосипедов без натяжителей т.к. позволяют более точно изменять длину цепи.
Поверхностная обработка
Нельзя сказать с уверенностью, что антикоррозионное покрытие увеличивает срок службы цепи. Масло само по себе достаточно защищает от коррозии. Своевременное обслуживание и уход за цепью — вот залог долговечности.
На покрытие обращают внимание те люди кто знает, что цепь будет работать в особо жестких условиях: грязь, вода и т.д. Но определить качество поверхностной обработки зрительно не получится. Цепь может быть хромирована снаружи, но внутренние нагруженные элементы у нее могут быть без защиты.
Опыт использования конкретной модели цепи даст вам больше информации, чем ее технические характеристики или внешний вид.
Ширина
Расстояние между пинами (шаг цепи), для современных цепей, практически не отличается и составляет ½ дюйма (12,7 мм).
Ширина цепи — это расстояние между внутренними пластинами. Выпускаются цепи разной ширины:
- 1/8 дюйма (0,125″, 3,18 mm) одна скорость
- 3/32 дюйма (0,094″, 2,38 mm) 7-8 скоростные кассеты
- 0,09 дюйма — 2,29 мм. 10-и скоростные кассеты
Внешняя ширина не указывается в характеристиках цепи, просто указывается количество скоростей (звезд кассеты).
Длина
Определить длину цепи для установки цепи на велосипед с переключателем (натяжителем) можно на глаз. Тоже касается велосипедов с горизонтальными и подвижными (регулируемыми) дропаутами.
Но можно ли установить цепь без натяжителя на велосипед с вертикальными дропаутами? Этот вопрос актуален для приверженцев субкультур — Fixed Gear и SingleSpeed. В процессе поиска ответа на этот вопрос возник отдельный термин — magic gear. Его можно перевести как волшебное (передаточное) отношение.
Magic gear — это по сути значение размеров звезд, при которых цепь не будет провисать. Для вычисления этих размеров существуют специальные калькуляторы (например — eehouse.org/fixin).
Растяжение цепи
Удлинение цепи под нагрузкой приводит к возникновению неравномерной нагрузки на зубья звезд. Это в свою очередь влияет на срок службы. Именно поэтому цепи Half-link, как правило, служат меньше. В соответствии с ГОСТ 30442-97 удлинение цепи под максимальной нагрузкой не должно превышать 0,15%.
Маркетологам не выгодно предоставлять информацию о коэффициенте растяжения цепи, вместо этого чаще приводят значение максимальной нагрузки на разрыв. Это относительно бесполезная информация, т.к. она не характеризует долговечность.
Боковой изгиб
Если говорить о BMX или цепях для любых других велосипедов без переключения передач, то срок службы напрямую зависит от грязезащиты цепи. Одним из факторов грязезащиты является величина зазоров между элементами цепи. Если это величина выше допустимой, то пыль будет легко проникать вместе со смазкой во внутрь цепи.
Сравнить цепи на величину зазоров очень легко. Для этого достаточно поднять прямую цепь так, чтобы ее боковая поверхность была параллельна земле (см. изображение). Цепь изогнется под собственным весом. Чем больше изгиб, тем больше зазоры между элементами цепи.
https://www.youtube.com/watch?v=lgnMR4OEFyo
В соответствии с ГОСТ 30442-97 боковой изгиб проверяется на 49 звеньях под нагрузкой 3 Н. Изгиб измеряют после снятия нагрузки, он должен быть в пределах от 40 мм до 105 мм (в средней части относительно концов) для односкоростной цепи.
Отличие от мотоциклетных цепей
Если мы посмотрим на мотоциклетные цепи, то обнаружим ряд интересных технологий, которые не используются при изготовлении велосипедных. Мотоцепи делятся по типу уплотнителя соединения: O, X, W, Z.
Уплотнители были разработаны для того, чтобы избавится от необходимости использования защитных кожухов и перейти к открытой эксплуатации цепей. Они удерживают смазку, герметизируют звенья и защищают их от попадания воды и пыли.
O-ring — это обычные круглые колечки. Остальные виды уплотнителей имеют более сложную форму, что дополнительно увеличивает степень герметизации.
Почему же таких уплотнителей нет на велосипедных цепях, ведь технологически изготовить их можно? Скорее всего это связано с следующими негативными моментами:
- цепи с уплотнителями не подходят для многоскоростных систем
- они дороже в производстве (чем меньше цепь, тем сложнее изготовить мелкие уплотнители)
- у таких цепей немного ниже КПД
Но, не смотря на это, наверное многие из нас хотели бы попробовать поставить цепь с уплотнителями на свой велосипед.
По сути, каждый из нас при покупке цепи голосует за того или иного производителя. Покупая плохие цепи мы стимулируем их производство. Поэтому давайте поддерживать производителей которые уделяют достаточно внимания качеству.
Источник: https://bb30.ru/blogs/velo_choice/vse-o-velosipednyh-tsepyah