Помочь с выбором профессии для ребенка — одна из самых важных и ответственных задач в жизни каждых родителей. Чем раньше будет сделан выбор будущей профессии вашим ребенком, тем больше у него времени для творческого и профессионального роста в этом направлении.
В выборе профессии для ребенка, многие современные психологи предостерегают от самой частой и досадной ошибки, которую допускают все родители. Сводится она к тому, что за ребенка выбирают профессию его родители, делая ставку на реализацию своих взглядов о будущем своего чада. Или что еще хуже, выбор профессии определяется как, «потому что это престижно» или «все поступают туда».
Подобный бум абсолютно никому не нужных экономистов мы видели в конце 90-х. Специалисты отмечают, что одним из важнейших критериев выбора профессии является получение морального удовлетворения от профессиональной деятельности.
Затем следует самореализация, то есть раскрытие в работе своих талантов и способностей, а потом только идет престиж, доходность, связи родителей, династические и прочие соображения.
В младших классах нельзя понять, какую профессию в будущем выберет ваш ребенок, но вот помочь ему с этим возможно.
Родителем можно и нужно наблюдать, записывать, как маленький человечек реагирует на те или иные стимулы, объекты, и какие действия любит он с ними производить.
Нужно ни в чем не отказывать познавательном ребенку, обсуждать с ребенком окружающий его мир и происходящее в мире. О том, как помочь вашему ребенку выбрать профессию, а родителям не навредить своему чаду, читайте ниже.
Содержание
- 0.1 Говорите с ребенком о будущем
- 0.2 Говорите с ребенком о прошлом
- 0.3 Смотрите с ним правильные фильмы
- 0.4 Знакомьте его с профессиями
- 0.5 Помогите ребенку заработать первые деньги
- 1 Как помочь ребенку выбрать профессию | Социум | Наша Психология
- 2 Как помочь своему ребенку правильно выбрать профессию
- 3 Как помочь ребенку выбрать профессию?
- 4 Как помочь ребенку выбрать профессию: мнения экспертов
- 5 Как помочь ребенку в выборе профессии – Психологос
Говорите с ребенком о будущем
Рассказывайте, как вы его видите, слушайте, как он видит его. Не давите своими приоритетами, лучше просто фантазируйте. Попробуйте поговорить о профессиях будущего. О каком-нибудь воспитателе роботов, например.
Есть такая книга, даже исследование — «Атлас новых профессий». К нему можно относится по-разному, но для начала разговора о профессиях с ребенком он может подойти.
С помощью таких диалогов, вы поймете, как видит ребенок мир и какое место в нем он хочет занять.
Говорите с ребенком о прошлом
Вспомните себя, свои школьные и институтские годы. Первые шаги, а может быть, ошибки. Ваши первые попытки заработать и т. д.
Попробуйте честно рассказать вашему ребенку про сложности отношений в коллективе, про разных людей и разные мнения.
Безусловно все это будет восприниматься через определенную призму юношеского максимализма, но базовые тезисы взрослой жизни отложатся в памяти у вашего чада.
Смотрите с ним правильные фильмы
Хотя бы пару раз в месяц просматривайте вместе научно-популярные фильмы. С помощью подобной информации, вы быстро поймете, что нравится вашему ребенку, а что ему безразлично. Подобная методика относительно быстро принесет свои результаты, и вы с большой долей вероятности поможете ребенку выбрать профессию и не ошибиться.
Может быть ваш ребенок увидит в себе инженера-конструктора, военного или научного исследователя. Только тут важно понимать и отсеивать семена от плевел. Если после просмотра исторической документалистики ваш ребенок начал собирать модели танков, участвовавших в первой мировой войне, это совсем не значит, что ему интересна профессия конструктора или танкиста.
Может быть ему просто интересна тема истории или геральдики.
Знакомьте его с профессиями
Во многих зарубежных школах есть такая практика, как знакомить детей с профессиями, когда на уроки приглашают родителей, дабы они рассказывали о том, чем они занимаются в жизни и как это помогает им.
Вы вполне можете предложить подобное на одном из родительских собраний. Если это не вызовет у других родителей одобрения, то вы вполне можете, как альтернативу, использовать интернет или документальные фильмы. В сети есть много информационных роликов о профессиях.
Главное, не давите, и не отбейте желание изучать подобный материал.
Помогите ребенку заработать первые деньги
Очень важный момент который поможет ребенку выбрать профессию — «проба» профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции. Например, редакция юношеской газеты для потенциального журналиста.
Иногда есть возможность устроить старшеклассника на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул. Например, для подростка, интересующегося рекламной отраслью, будет полезно поработать промоутером, хоть это и самое низшее звено в рекламном агентстве, но возможность познакомиться с самим процессом будет.
Но придумать вариант «профессиональной пробы» и реализовать его часто под силу только взрослому.
Источник: https://notagram.ru/kak-pomoch-rebenku-vybrat-professiyu/
Как помочь ребенку выбрать профессию | Социум | Наша Психология
Когда мой сын впервые осознал прямо пропорциональную зависимость между количеством денег в мамином кошельке и количеством купленных игрушек, он спросил: «Какая работа приносит больше всего денег?» (да, он у нас всегда был стратегом). И я, не задумываясь, ответила: «Любимая».
Потом рассказала, что и я, и папа выбрали в свое время специальности, которые на тот момент никак не гарантировали стабильного дохода. Но благодаря тому, что это было «по любви», мы оба прилично зарабатываем. И с того момента сын начал искать «профессию мечты».
По сути, процесс профориентации в жизни человека – воронка: по мере взросления мы помогаем ребенку сужать список возможных профессий, пока он не найдет одну, «ту самую».
Дошколенок
Ваш ребенок уже родился с характером, особенностями протекания нервной деятельности и мыслительных процессов, какими-то физическими данными и прочими предрасположенностями. Иногда бывает так, что уже в этом возрасте четко видно призвание ребенка: у меня есть клиентка, которая привела четырехлетнюю дочь в дом, где стояло фортепиано и… случилась любовь.
Сейчас девочке восемь лет, и она играет «взрослые» произведения на лучших сценах страны. Но это большая редкость. Если так произошло, вам остается только поддерживать ребенка в его любви и обеспечивать возможности для его развития в выбранной профессии.
В большинстве случаев вы пока что можете делать только две вещи, которые в дальнейшем помогут ребенку с профориентацией:
- наблюдать за его склонностями;
- предлагать ему максимально широкий спектр различных занятий.
Чем больше он попробует, тем больше шансов, что он найдет свое настоящее призвание.
Это не значит, что он должен с года изучать три языка, учиться играть на парочке музыкальных инструментов и заниматься тремя видами спорта.
Это значит, что он (независимо от пола) должен иметь доступ ко всем положенным его возрасту занятиям: игры и игрушки (разные), лепка, рисование, конструкторы, кубики, танцы, спорт и прочее. Все это называется «развивающая среда» (если хотите узнать об этом подробнее, могу порекомендовать к прочтению книги Никитиных).
И непременно: играть с другими детьми, валяться в снегу, лазать по деревьям, пришивать пуговицы, месить тесто, забивать гвозди и не бояться испачкать одежду.
Школьник
Сейчас перед ребенком стоят две главные задачи: социализация в коллективе и «научиться учиться».
Если ребенку начало учебы в школе дается нетрудно, то самое время начать посещать кружки, секции, развивающие мероприятия. По сути, давать ребенку «пощупать» разные виды деятельности.
Многие занятия ребенок в какой-то момент будет хотеть бросить, и именно здесь вам нужно быть особенно внимательными. Это желание вызвано тем, что ему действительно неинтересно? А может, он боится сложностей и не умеет трудиться? Это важный момент, поэтому, если вы не уверены, что в состоянии сами разобраться, самое время для визита к психологу.
В большинстве случаев (не всегда) моим клиентам помогает такое решение: договориться с ребенком, что он может бросить какое-либо занятие, но не в момент неуспешности (не сделано домашнее задание, не дается какое-то упражнение, поругался с приятелем и пр.).
Можно еще договариваться о тактических целях: экзамен за год, спортивный разряд, ближайшая выставка, отчетный концерт. И сразу после достижения этой цели поговорите. Поздравьте, похвалите, и предложите выбрать новую цель или сменить вид деятельности. Это, кроме всего прочего, будет ребенка учить ответственности, самостоятельности и планированию.
Старшеклассник
Вместе с приближением ОГЭ у родителей нарастает тревога, и они начинают активно «профориентировать» своего подростка. Чаще всего это, к сожалению, выражается в дерганьях чада и активном прохождении тестов в интернете.
Тесты – это, конечно, прекрасно. Но они ничем вам не помогут без хорошего специалиста. У них, как и у любого инструмента, есть свои ограничения и степень точности. И они, как любые тесты, требуют грамотной интерпретации.
Если вы решили пойти этим путем, вам нужно найти грамотного психолога. Тот сначала встретится с родителями, потом несколько раз пообщается с ребенком и только потом, возможно, решит его протестировать.
И, вопреки надеждам родителей, он не выдаст бланк с печатью: «Быть вашему ребенку врачом!» Психолог перечислит профессиональные направления, виды деятельности и прочие особенности возможной специальности.
Что родители могут сделать сами? Продолжать сужать «воронку»: отбрасывать те виды деятельности, к которым ваш ребенок точно не склонен. Если естественные и точные науки в школе даются ему с трудом, а у учителей истории и словесности он ходит в любимчиках, то уже понятно, что не стоит готовить старшеклассника в космонавты, программисты или инженеры.
Важное замечание: то, что ваш ребенок обожает соцсети и Dota 2, совсем не означает, что его призвание – компьютерные технологии. Для того, чтобы избежать подобного рода ошибок, стоит сначала самим ознакомиться с особенностями и требованиями современных профессий. А потом непременно рассказать об этом подростку.
В этом могут вам помочь профессиограммы – подробное описание особенностей профессий (например, на сайте profigrama.ru). Важно еще помнить о том, что сейчас новые профессии возникают практически ежедневно, особенно на стыке наук.
И рассуждая в ключе «Быть тебе учителем или инженером?», мы рискуем отдалить представления ребенка от реального положения дел. Необходимо самим активно интересоваться современными видами деятельности.
В принципе, до 11 класса этого достаточно.
Выпускник
В выпускном классе надо будет уже четко понимать, какие ЕГЭ ребенок будет сдавать. Но если вы к этому времени уже достаточно сузили круг возможных профессий, то этот выбор будет очевидным.
Что делать, если все же ребенок так и не определился? Болонская система в этом отношении весьма щадяща: можно поступить в бакалавриат на специальность либо просто «приятную», либо по принципу «точно пригодится» (например, иностранный язык). А вот к магистратуре уже точно определиться. Или поработать, а потом продолжить образование. Все больше успешных молодых людей поступают именно так.
Конечно, в небольшой статье невозможно дать ответы на все вопросы, встающие перед родителями по поводу выбора профессии ребенка. Но есть несколько очень важных правил, которые не стоит нарушать, чтобы не услышать однажды от несчастного взрослого чада: «Я ненавижу свою работу, и ты в этом виноват!»
1. Ребенок – это не вы!
Да, возможно, вы очень похожи. Возможно, «вы лучше знаете, что ему нужно».
Но это знаете вы, исходя из своих особенностей, своих представлений о ребенке, своего опыта.
А он – отдельная личность, со своими особенностями, представлениями и желаниями. И своим набором ошибок, которые он имеет полное право совершить в своей жизни, даже если «мы же тебе говорили»!
2. Неудача – это не катастрофа!
Да, возможно, ваш ребенок поступит «не туда» или вообще не поступит. От этой мысли у родителей выпускников случается паника-паника, и за ней следует список угроз ребенку про то, что с ним будет, если это случится.
На самом деле это совсем не страшно.
Страшно, если ребенок так и не научится самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность и конструктивно справляться с проблемами и ошибками.
Источник: https://www.psyh.ru/kak-pomoch-rebenku-vybrat-professiyu/
Как помочь своему ребенку правильно выбрать профессию
Каждый из нас, будучи подростком, оканчивающим школу, задумывался о выборе профессии. Для кого-то выбор профессиональной сферы был прост и очевиден, кто-то долго и мучительно сомневался.
А кому-то и вовсе навязывали будущую профессию родители, руководствуясь своим жизненным опытом и своими амбициями, абсолютно не учитывая при этом желания ребенка.
Но вправе ли мы, взрослые, делать подобный выбор, который может сломать жизнь нашему ребенку? Или наша задача – помочь раскрыть сильные стороны своих детей, что поможет не только правильно выбрать профессию и добиться в ней карьерных высот, а и сделать свое чадо счастливым и гармоничным человеком?
Мы нередко слышим о том, что работа априори не может приносить удовольствия, что в профессии самое главное – престиж и высокая заработная плата.
Но принесет ли счастье и моральное удовлетворение ежедневное прозябание на нелюбимой работе? В наших силах сегодня помочь нашим детям самостоятельно сделать правильный выбор профессии, что обязательно сделает их успешными и счастливыми в будущем. А помогут в этом приведенные ниже психологические приемы.
Развивайте индивидуальность ребенка
Каждый ребенок обладает своим уникальным характером, о чем нельзя забывать родителям. Он – не Вы, поэтому не стоит навязывать ему свои ориентиры и приоритеты, а уж тем более реализовывать посредством ребенка свои несбывшиеся чаяния и надежды, пусть даже и из наилучших побуждений.
Несомненно, мы можем и должны формировать у наших детей правильную модель поведения, на своем примере показывая, что такое «хорошо», а что такое «плохо», но выбор в любом случае должен оставаться за ними, а не за нами.
К тому же то, что нравится нам, не обязательно может вызывать восторг у наших детей, которые могут не разделять наши взгляды на жизнь, хобби и выбор сферы деятельности. Поэтому выключаем свой эгоизм и даем возможность ребенку самому строить свое будущее!
Определите сильные стороны ребенка
Наблюдение за ребенком с раннего детства позволяет нам выявить его сильные стороны, развитие которых в дальнейшем позволит подростку остановить выбор на той профессии, которую он сможет выполнять максимально качественно, получая при этом удовольствие.
Предлагайте своему ребенку применять свои врожденные таланты и приобретенные навыки в различных видах деятельности, чтобы в итоге он сам определил те направления, которые ему действительно по душе. А выбор сегодня поистине огромен: рисование, пение, кружки моделирования, танцы, футбол, изучение иностранных языков.
Обратите внимание и на оценку способностей ребенка окружающими (тренерами, школьными учителями, родственниками и просто знакомыми), которые в силу более объективного суждения могут указать на сильные стороны ребенка.
Развивайте способности ребенка
Определив сильные стороны ребенка, их необходимо развивать. При этом одного лишь посещения специализированной секции будет недостаточно.
Если ребенок артистичен, в школе актерского мастерства или театральном кружке, несомненно, разовьют его способности. Но для полноты картины и понимания того, с чем ему или ей придется столкнуться в будущем на актерском поприще, необходимо показать театральную жизнь во всей ее красе.
Посещайте вместе с ребенком театральные постановки. Если есть возможность, покажите ему закулисную жизнь актеров, расскажите о тех трудностях, с которыми сталкиваются актеры, жизнь которых со стороны кажется красивой, счастливой и наполненной приключениями.
И в данном случае крайне важно, чтобы родители были объективными и выступали в роли спутника, а не непререкаемого авторитета, уговаривающего либо, напротив, отговаривающего от той или иной сферы деятельности.
Организуйте встречу ребенка с профессионалом
Помочь ребенку сделать окончательный выбор профессии может встреча с настоящим гуру своего дела, который подробно расскажет о своей профессии, ее преимуществах и недостатках.
Кроме того, такой человек может развеять мифы и стереотипы, сложившиеся у подростка в ходе просмотра телепередач, сериалов или интернет-сайтов. А еще лучше, если такой «наставник» задействует ребенка непосредственно в трудовом процессе, что позволит понять, сможет ли он в будущем день изо дня выполнять определенный фронт работ и подходят ли ему предлагаемые условия труда.
Покажите личный пример ребенку
Личный пример родителей – самая эффективная мотивация для ребенка.
Если Вы терпеть не можете свою работу, если сравниваете ее с каторгой, то заведомо формируете у ребенка стереотип о том, что работа – это жизненная необходимость, с которой просто надо смириться. Мало того, таким примером можно вообще отбить у ребенка желание учиться чему-то новому и развиваться в выбранной профессии.
Если же ребенок увидит, что работа приносит Вам не только материальное благосостояние, а и удовольствие, стимулируя к достижению новых высот, он обязательно будет искать ту сферу деятельности, в которой ему будет максимально комфортно и интересно.
Живите в ногу со временем
Помогая ребенку в выборе профессии, Вы и сами должны быть осведомлены о современных тенденциях на рынке труда. Ведь еще 10 – 15 лет назад мы понятия не имели, кто такие копирайтеры, SMM-менеджеры или веб-дизайнеры.
Учась и развиваясь вместе со своими детьми, мы не только можем дать им по-настоящему дельный и ценный совет относительно выбора профессии, а становимся им ближе.
Очень важно социализировать детей и развивать их коммуникативные навыки.
Неоспоримый факт, что дети, умеющие выстраивать отношения со сверстниками, в будущем достигают больших успехов по сравнению с теми, кого родители ограждали от общения с ровесниками.
При этом родители должны помнить о том, что круг общения их чада во многом влияет на формирование характера и принятие решений. Поэтому поощряйте участие ребенка в мероприятиях и проектах, в которых задействованы дети со схожими интересами, интересуйтесь, с кем и как он проводит время, гуляя на улице и учась в школе, что поможет уберечь ребенка от «негативного влияния улицы».
Проявите терпение и поддержку
Выбор профессии может стать для подростка долгим процессом самопознания и экспериментов, взлетов и падений. И в этот период не стоит давить на ребенка и ругать его за совершенные ошибки.
Не всем удается сразу после школы или колледжа поступить в университет, кто-то посредине обучения решает сменить специализацию, не желая всю жизнь заниматься нелюбимым делом. Но, как показывают примеры многих успешных людей, это вовсе не означает крах карьеры.
Проявите терпение и окажите поддержку ребенку, что позволит ему не пасть духом, не разочароваться в себе и своих силах, а станет стимулом для дальнейшего движения к своей цели.
Воспитывайте самостоятельность в ребенке
Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешной и самодостаточной личностью, но при этом подсознательно мы зачастую делаем все, чтобы этого не произошло. Каким образом? Решая за ребенка все и всегда, независимо от того, сколько ему лет – 5, 15 или 25. И выбор профессии, к сожалению, не исключение.
Мало того, многие родители при выборе сферы деятельности для ребенка руководствуются наличием у них нужных связей и знакомств. В итоге ребенок 5 – 7 лет тратит на получение нелюбимой профессии, которую ему изначально выбрали родители, после чего оказывается, что обещанное «место под солнцем» уже занято.
Поэтому хотелось бы дать совет родителям: воспитывайте в своих детях самостоятельность с раннего детства, чтобы они могли гордиться своими собственными достижениями и успехами. А влиятельные знакомства могут стать приятным бонусом, но никак не основным критерием в выборе профессии.
Заяц И. А.
• Рубрика: дети, психология
Источник: https://www.fresher.ru/2018/06/26/kak-pomoch-svoemu-rebenku-pravilno-vybrat-professiyu/
Как помочь ребенку выбрать профессию?
Казалось, еще вчера мой сын строил домики из кубиков. И вдруг я осознала, что вопрос «Кем быть?» уже стоит перед ним и нами, родителями, и требует ясности. Восьмой класс позади, многие его одноклассники уже знают, куда будут поступать, и записались на курсы. А у него — ветер в голове.
Велосипед, музыка — обычный подросток. Спросила его прямо: «Кем хочешь стать, о чем мечтаешь?» Ответ поставил в тупик: «Не знаю…” И это была не отговорка, он на самом деле не знал. Тогда мы с мужем решили взять дело в свои руки. И совершили, как потом выяснилось, очень распространенную ошибку.
Нужное дело
Мы предложили сыну связать будущее с востребованной профессией программиста. Аргумент «У тебя всегда будет кусок хлеба» сработал, и он успешно сдал экзамены в колледж с уклоном в информатику. И тут же… заскучал. Мы видели, как ему все это тягостно: цифры, расчеты, программы, и страдали вместе с ним. Что делать? Как помочь ребенку не ошибиться в выборе?
Помог случай
Как-то у метро мне сунули в руки буклет. «Центр тестирования «Гуманитарные технологии» при факультете психологии МГУ предлагал пройти тест, который помогает выявить склонность к той или иной профессии.
«Почему бы и нет?» — подумала я. И это оказалось одним из самых правильных решений в моей жизни. Потому что даже в самых смелых мечтах ни мы, ни сын и не помышляли о той профессии, которая теперь стала его судьбой.
Если бы не этот случайный буклет…
Тестирование
Оно длилось два часа. Сын за компьютером решал задачи, выбирал модели поведения в разных ситуациях, расставлял приоритеты. Эта методика разработана известным психологом Шмелевым и успешно применяется уже много лет. После теста нас пригласили на собеседование.
Первый же вопрос психолога вызвал шок: «А вы знаете, что ваш сын — художник?» Я не знала. Ну, рисовал граффити на заборах. Ну, комиксы черкал в блокноте. Но художник? Всю дорогу домой мы с сыном обсуждали эту сенсационную новость. И решили показаться специалисту.
Седой академик принял нас в мастерской и сразу поставил сына к мольберту: «Видишь деревья за окном? Рисуй». Мы с художником ушли на кухню — пить чай. Когда вернулись, сын уже закончил. Мы долго молча смотрели на холст с пейзажем. Потом академик повернулся ко мне и раздраженно сказал: «Где вы раньше были?» Я поняла, что упустила время — как он поступит без художественной школы?
Вижу цель!
Но сын вдруг словно увидел какой-то маяк впереди — появились азарт, упорство. Я его не узнавала. 4 года почти ежедневных занятий с репетиторами, 4 года провалов при поступлении в знаменитый художественный вуз — и все-таки он поступил. И главное — окончил.
Теперь у сына свое дизайнерское агентство, он успешно работает за границей и, надеюсь, счастлив. А у меня над кроватью так и висит тот его первый пейзаж, которым я все не могу налюбоваться. И рядом — награда за лучший дизайн-проект, полученная им на международной ярмарке Non/fiction.
А ведь если бы не тот буклет…
Мнение сына
О чем может мечтать восьмиклассник? О новой приставке, компьютере или, как я 15 лет назад, о новой раме для велосипеда. Хорошо помню, что в то время, когда нужно было определяться с профессией, у меня было ощущение, что я останусь подростком на всю жизнь. И меня это вполне устраивало.
Но результаты теста, открывшего во мне художественные наклонности, меня заинтересовали. Почему бы и не попробовать? Тем более что это совпало с моим увлечением граффити. Первый мой успех — пейзаж в мастерской художника — был полной неожиданностью.
До сих пор не понимаю, как это получилось — без знания пропорций, сочетания цветов, светотени. Потом было всякое — неудачи, сомнения. Пару раз даже пробовал уйти из профессии, но безуспешно. Все равно возвращался. Это судьба.
Сейчас, вспоминая момент выбора пути, могу сказать, что это похоже на рулетку: угадал — не угадал. Я определенно угадал.
Когда и где можно пройти тест
Возраст. Сегодня существуют тесты, позволяющие выявить профессиональные наклонности в раннем возрасте — в 8−12 лет. Уже в это время можно определить, к какому типу относится твой ребенок. Психологи выделяют 5 типов.
Человек-природа — из таких получаются отличные геологи, ветеринары, агрономы, фермеры. Человек-техника — это будущие программисты, механики, инженеры. Человек-человек найдет себя в профессии учителя, врача, менеджера. Человек-знак — это бухгалтеры, журналисты, юристы.
Человек-художественный образ — актеры, музыканты, художники и т. п.
Место и форма. Пройти тестирование можно не только в центре «Гуманитарные технологии» при МГУ (proforientator.ru), но и в других центрах профориентации, которые есть во многих городах. Например, в Санкт-Петербурге — «Вектор» (profvector.spb.ru). Или в Екатеринбурге — центр профориентации при Гуманитарном университете (sopsy.ru).
Имей в виду: во многих центрах первичное тестирование можно пройти и онлайн. Тестирование стоит в среднем ок. 2,5−3 тыс. руб.
Автор — И. Бондарева, редактор журнала «Лиза»
Источник: https://lisa.ru/moy-uyutnyy-dom/dengi-moy-uyutnyy-dom/9063-kak-pomoch-rebenku-vybrat-professiyu/
Как помочь ребенку выбрать профессию: мнения экспертов
На выбор будущей профессии влияет не только окружение ребенка, профессии родителей и родственников, но и его кругозор. С раннего возраста ребенок выражает свои предпочтения, раскрывает таланты – важно лишь разглядеть способности маленького человека и помочь ему развивать навыки и знания в интересных для него областях. Как это сделать – расскажем подробно!
Какой возраст является наиболее подходящим для того, чтобы начать говорить о профессиях? Когда следует приступать к тому, чтобы знакомить ребенка с профессиональной деятельностью, и как расширить кругозор с помощью новых образовательных практик, рассказала Woman.ru создатель образовательных наборов Oyster Наталья Симоненко.
Факторы выбора
Некоторые родители уверены, что выбирать профессию лучше всего, когда ребенок уже стоит на пороге поступления в университет. Тогда он осознанно примет правильное решение.
Однако в рамках учебного плана Института карьеры (британской профессиональной организации в сфере карьерного консультирования) предлагается начинать профессиональное образование еще в возрасте 7 лет, когда дети могут уже осознавать связь между желаемой профессией и уровнем навыков и знаний, которые потребуются для ее получения.
Интересы детей уже в таком раннем возрасте могут явно указывать на будущее направление деятельности.
Так, исследовательская группа британского колледжа под руководством профессора Луизы Арчер доказала: дети, которые не выражают интерес к STEM -специальностям (S ― science, естественные науки, T ― technology, технологии, Е ― engineering, инженерия, М ― mathematics, математика) в возрасте до 10 лет, вряд ли будут развивать их дальше. Следовательно, у них меньше шансов заниматься научными дисциплинами.
Профессор доктор Эли Гинзберг акцентирует внимание на том, что выбор «кем стать» не происходит за час, день или месяц, когда ребенок или родитель решили задуматься о будущем. Это сложный процесс, который зависит от интересов ребенка и его кругозора, типа темперамента, влияния семьи и окружающих.
Все эти факторы в совокупности влияют на окончательный выбор профессии и удовлетворенность ею.
Итак, выбор профессии зависит от эмоционального и интеллектуального развития ребенка и проходит три этапа:
- 4–11 лет — воображаемый период, время для ролевых игр и первых экспериментов.
- 11–17 лет — время проб и попыток, когда подросток пробует себя в роли представителя интересной для себя профессии.
- 17–21 год — реалистичный период, когда профессии рассматриваются молодым человеком сначала с точки зрения интересов, затем способностей и системы ценностей.
Кем хотят быть дети, когда вырастут
В 2018 году благотворительный фонд Education and Employers вместе с отделом Организации экономического сотрудничества и развития провели исследование под название Drawing the Future. Ученикам начальной школы предложили выбрать любимый урок, нарисовать работу мечты и рассказать, почему они выбрали именно ее.
В опросе принимали 20 000 детей в возрасте от 7 до 11 лет со всего мира, из России было 75 участников. Ответы детей помогли понять, какие тренды, внешние и внутренние факторы влияют на выбор профессии.
Исследователи опросили детей, откуда те узнали о выбранной профессии ― 54% респондентов лично знали представителя профессии, это были родственники или знакомые, у остальных этот образ формировали ТВ, книги, игры и фильмы.
Результаты показали, что дети мечтают о нерелевантных с точки зрения экономики и общества профессиях: непропорционально много детей мечтают стать спортсменами, писателями, фотографами или, например, смотрителями зоопарка.
Так будут ли эти дети прикладывать необходимые усилия для изучения таких сложных предметов, как математика и естественные науки, когда они не видят в них привлекательности и важности с точки зрения будущей профессии?
Как выбрать профессию, о которой ребенок не пожалеет
Для того чтобы подросток смог осознанно выбирать профессию, необходимо знать, из чего выбирать. Поэтому важно дать ребенку еще в раннем возрасте много реального опыта, проб и экспериментов в различной профессиональной деятельности, дать возможность почувствовать себя в разных ролях и профессиях.
Врач, археолог, художник или инженер — для детей это просто слова, которые звучат не так интересно и захватывающе, как добыча из гипса артефактов и их исследование, пломбирование больных зубов или организация художественной мини-выставки для своей семьи.
Действительно, ребенок быстрее и глубже познает мир через игру и практический опыт, а не теорию.
Эстер Войжитски, известный педагог и журналист из Силиконовой Долины, призывает выделять 20% школьного времени на работу учеников с реальными проектами.
К примеру, ее ученики издают журнал о школьных лидерах и вдохновляющих членах местного сообщества. «Никто не спросит вас об оценках, когда вы будете устраиваться на работу.
Все хотят узнать о проектах, над которыми вы работали», — говорит Эстер.
Современные технологии в обучении: виртуальная и дополненная реальность
У детей сегодня есть уникальные возможности для расширения кругозора с помощью современных технологий. Виртуальная и дополненная реальность, а также и 360 дают возможность любому ребенку выйти далеко за пределы своего окружения и узнать о разнообразии профессиональной деятельности во всем мире.
С помощью видео 360 и VR-технологий ребенок может «примерить» на себя разные профессии, побывать в лаборатории ученого или на автомобильном заводе, где инженеры работают рядом с роботами, стать участником экспедиции на Остров Пасхи или совершить путешествие внутри человеческого организма или на Марс.
Все больше родителей и педагогов видят существенный потенциал в использовании виртуальной реальности в обучении. Виртуальные миры не только увлекательны, — они вдохновляют ребенка исследовать тему самостоятельно, узнавать новое.
Вспомните, как вам хотелось увидеть динозавра, или слетать в космос, или побывать в Древнем Риме, но вы видели его только на картинках в учебнике? С VR процесс познания для ребенка больше не ограничивают описания и иллюстрации, — он может отправиться в экспедицию в виртуальную реальность и прожить это как настоящее путешествие.
Другой факт в пользу применения VR и AR в обучении ― это свидетельства о том, что многие люди лучше учатся на визуальных примерах.
Исследования под руководством лидера HTC Vive Элвина Ван Грейлина доказали — в виртуальном мире отстающие по оценкам ученики показывают лучшие результаты, чем при обучение через традиционные методы: средний показатель успеваемости обычного класса — 73%, в то время как экспериментальные классы повысили успеваемость до 93%.
Раннее знакомство ребенка с миром профессиональной деятельности
Если знакомить ребенка хотя бы с одной профессиональной областью в месяц, то за 5 лет он сможет попробовать себя в 60 разнообразных направлениях: от археолога и ученого до дизайнера виртуальной реальности.
Реальные практические опыты и эксперименты из жизни профессионалов, дополненные развивающими видео и VR, дадут ребенку глубокое погружение в профессию и возможность обнаружить свой талант и любопытство, чтобы продолжить читать, исследовать и узнавать больше в интересной сфере. Так ему будет гораздо проще найти ту область деятельности, которая будет зажигать огонь в глазах, приносить признание и финансовый успех и давать чувство самореализации.
Игра в профессии
Один из превосходных способов познакомить ребенка с профессиями – это играть в них. И в этом деле без хорошо продуманных и тщательно укомплектованных игровых наборов не обойтись!
Oyster – это оригинальные игровые наборы, которые дают ребенку максимально полное (и главное – практическое!) представление о той или иной профессии.
Oyster ― это развивающие наборы для детей от 4 до 12 лет с проектами и экспериментами по профессиям, которые развивают кругозор, дают новые знания и помогают развивать полезные навыки: критическое мышление, креативность, и многие другие. Все задания для набора готовят методисты и профессионалы, а первые прототипы тестируют юные бета-тестировщики.
Сейчас у Oyster представлено четыре профессии: «Я ― Врач», «Я ― Инженер», «Я ― Археолог», «Я ― Художник», а совсем скоро появится еще один ― «Я ― ученый».
В каждый набор входят увлекательные эксперименты, которые ассоциируются с направлением профессии, а также карточки с заданиями и дополнительный видео и VR контент.
Благодаря этому ребенок сначала узнает теорию, а затем может применить ее на практике с эффектом полного погружения. Наборы подходят и для мальчиков, и для девочек, и для подарков, и для занятий дома или в группе.
Источник: http://www.woman.ru/kids/evolution/article/144619/
Как помочь ребенку в выборе профессии – Психологос
Есть счастливые семьи, где выбор очевиден: ребенок имеет какие-то таланты и склонности, сам понимает, кем хочет стать. Например, девочка в 7 классе уже видит себя только учителем, ей это направление нравится, она хочет поступать в педагогический. Отлично! Либо, мальчик по складу ума – чистый технарь, и хочет, как дедушка, стать инженером. Супер!
А если склонностей и желаний у ребенка нет? Не тянет ни в одну, ни в другую сторону, выдающихся достижений по отдельным предметам тоже нет. Вроде, справится и с тем, и с этим, но кажется, что всё «не то». Как правильно стимулировать процесс выбора профессии?
Фрагмент консультации
Мать: Я пока не вижу, чтобы у сына вообще пока были какие-то цели.
Консультант: А почему у него должны быть какие-то цели? Цели должны быть у тебя.
Мать: Цели на него? А я тоже не знаю.
Консультант: А я знаю. Твоя цель – чтобы твой ребенок был состоявшимся человеком, чтобы у него была востребованная профессия. У тебя нет цели, чтобы он был конкретно скрипачом, врачом или инженером, твоя цель – ориентировать сына на то, что подойдет ему и создаст ему жизненные перспективы. Он у тебя умный и способный, поэтому вначале обрати внимание на то, что просто востребовано.
Мать: Насколько я читала, сейчас заранее нельзя сказать, что востребовано. Сейчас всё меняется буквально за пятилетие… И неизвестно, что будет…
Консультант: Тогда подбери профессию из тех, которые всегда нужны. Врач-стоматолог, например. Хоть что-то разумное – всегда лучше чем ничего и неопределенность…
Стоп!
Консультация не завершена, но вам вопрос: уважаемые читатели, что вы думаете о такой рекомендации консультанта? Только не торопитесь с ответом…
Существует расхожее мнение, что решать за детей – глубоко неправильно. Что это может нанести психотравму и разорвать контакт и ребенком. Да, такое бывает, и такие примеры вы легко вспомните.
Когда родители и дети воюют друг с другом, воюют уже давно, то любое давление родителей дети заранее встречают в штыки.
И не потому, что родители предлагают ему что-то плохое и ему не подходящее, а потому, что предлагают эти противные родители.
Но ведь бывает и по-другому. Семьи – разные.
Когда родители толковые и любящие, когда родители и ребёнок – это одна команда, таких конфликтов не возникнет. У умных родителей – адекватные дети, и позиция «назло маме пойду уши отморожу» – совсем не их. Как минимум, такие дети начинают думать вместе с родителями. Кроме того, талантливые родители свой выбор умеют продвинуть так, что ребёнок будет считать его искренне своим.
Хорошо, такие идеальные семьи и такие супер-родители наверное где-то бывают, но что делать нам, не таким идеальным родителям? – Нормальным родителям нужно дослушать консультанта, потому что все самое интересное впереди.
Продолжение консультации
Мать: Ну да, стоматологи всегда нужны, но не могу же я давить на ребенка, это только протест вызовет…
Консультант: Надеюсь, что вызовет. На это и расчет, именно это нам и поможет! Поэтому выучи, что ты скажешь сыну, а еще лучше – запиши. За ужином сформулируй:
– Сынок ты наш замечательный, ты знаешь, что мы уже нашли, куда ты будешь поступать? Не угадаешь… Ты вот, ты будешь врачом-стоматологом! А что? Прекрасная работа, не пыльная, уважаемая, требует знаний и мастерства. Оплачивается достойно.
– Но я не хочу быть стоматологом!– Правильно, сынок, не хоти! Мы будем абсолютно счастливы, если ты скоро назовешь нам другую свою будущую профессию, такую же достойную и которая будет тебя радовать. Мы же не упираемся! Инженер, программист, экономист – выбирай сам, мы всегда готовы с тобой это обсуждать.
Как только ты нам представишь профессию, которая будет лучше, конечно, пойдешь туда. Поэтому сегодня, как ты понял, мы сказали тебе вот что: пока ты не знаешь, какая будущая профессия тебе близка, мы будем готовить тебя на стоматолога. Если у тебя будут другие предложения, будем рады.
Но – торопись! Если в ближайшее время от тебя предложений не поступит, куда мы начинаем готовиться? Правильно, в медицинский, на стоматолога!
Возможно, вы слышите по стилю, что так разговаривают папы и так не говорят мамы. Если вы мама, как это можете сказать вы? Посмотрите такой вариант:
– Больше всего, милая моя доченька, я хочу, чтобы ты сделала свой правильный выбор. Ты мне веришь, доченька? Конечно. Но ты его пока не делаешь, а я очень хочу тебе помочь. Поэтому я уже выбрала неплохую профессию, которая точно тебе подойдет, которая обеспечит тебе жизнь.
Поверь, я правда хочу, чтобы ты приняла своё решение. И как только ты его найдешь и докажешь мне, что это разумно, хорошо, перспективно, я тебя полностью поддержу.
Правда, хорошо, что я за тебя продумала все вопросы, и у тебя будет либо мой хороший вариант, либо твой, еще лучше? Иди сюда, дочка, и меня поцелуй.
Как вы поняли, главная цель этой стратегии и состоит как раз в том, чтобы ребенок задумался и сказал сам себе: «Пойду-ка я свой вариант делать, докажу, что мой выбор лучше!». Он протестует – ура! Цель родителя достигнута!
Почему полезно «решать за ребёнка»?
Энергия желания появляется в напряжении. Когда ты сидишь в чистом поле, и тебе говорят: «Иди, куда хочешь!» – часто возникает реакция «никуда не хочу». А когда ставят с двух сторон какие-то загородки, и ты понимаешь, что ты, в принципе, перепрыгнуть можешь, но тебе надо очень сильно постараться.
В знакомой семье, где есть трое потрясающих, горящих, несовременно горящих молодых взрослых детей, мы расспрашивали: что родители с вами делали, что вы все, как на подбор – активные, целеустремлённые, успешные? Ответ детей: «Мы всё детство бились с родителями. Нам запрещали всё на свете, мы пробивались, они запрещали.
Мы привыкли иметь своё мнение и отстаивать свой выбор».
Не бойтесь сломать ребенка
Выбор профессии, которая так или иначе повлияет на судьбу ребенка – это ответственность родителя! Пустить процесс на самотёк и ждать, когда ребенок сам поймет, чего он хочет – самая слабая и непредсказуемая стратегия. В большинстве случаев она не приносит ничего хорошего.
Стимулируйте процесс, примите взвешенное решение за ребенка! Тогда он либо послушает вас и получит достойную профессию, либо придумает свой вариант и будет за него бороться! В том и в другом случае вы получите то, чего хотите – определенность и понимание ребенка, что он идёт верным путём.
А что, если выбор ребёнка – полная фигня, неприемлемый вариант для нашей семьи?
Здесь придётся родителям и детям разбираться вместе, искренне взвешивать все «за» и «против», анализировать рынок труда, зарплатные перспективы, возможные ограничения и т.д.
Как будет выглядеть рутина в этой профессии? Как могут выглядеть в ней успехи и неудачи? Насколько они критичны? Есть ли знакомые, которые могут рассказать об этой работе правду, какие плюсы и минусы есть на самом деле? Можно ли пройти где-то стажировку, чтобы окунуться в профессию и сделать вывод «моё – не моё»?
Нужно понять, что именно важно ребёнку в выбранной профессии. Может быть, это есть и в других? Или это можно реализовать без поступления в профильный вуз, развивать направление, как хобби, помимо основной профессии, которая будет тебя кормить всю жизнь?
Есть над чем подумать. Совместное обсуждение таких важных вопросов – деловое, настоящее и обязательно позитивное, в позиции «мы в одной лодке» – укрепит вашу дружбу с ребенком. И поможет решить задачу с выбором. Во всяком случае, даст несколько ясных перспектив и вариантов, из которых нужно будет всего лишь выбрать один.
Уважаемые родители, поверьте, жизнь не заканчивается поступлением в вуз. Если что-то пойдёт не так, можно поступить или перевестись в другой, либо получить дополнительное образование. Ваша главная задача – не сделать единственно правильный выбор один раз, а научить ребенка задумываться о будущем и принимать взвешенные, адекватные решения.
Не нравится профессия
Ах ты ж, ну надо же!!! Как с меня списано. Мне сейчас 34. В прошлом тоже вышка по специальности “Фин…
Гипертим и профессиональная сфера
Специальности гипертима определяются в основном гипертимным наглядно-действенным мышлением. Это може…
Истероид и профессиональная сфера
Исходя из основной черты — тотальной демонстративности, легко видеть, что это прежде всего артисты —…
Хочу, могу, востребовано
Для определения своих жизненных целей начать можно с трех вопросов. Первый – что мне интересно, что…
Хочу найти занятие для души
Выбор призвания – это всегда больше, чем просто выбор «хочу я заниматься этим или не хочу». Действит…
Как Надо превращать в Хочу
Иногда что-то делать надо, и сам понимаешь, что надо, но душа тянет совсем в другую сторону: “Не хоч…
Что такое Хочу и что такое Надо
Хочу и Надо – традиционное противопоставление, характерное для не сформировавшейся личности, для чел…
Игры в хочу-не хочу
Вот противная стена уверенно говорит Надо: «Сюда ходи, а сюда ходить не надо, нельзя, тут я, стена!»…
Бесплатные материалы
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/83963-kak-pomoc-rebenku-v-vybore-professii